+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ эффективности экономических механизмов управления безопасностью полетов

т. 13, вып. 38, октябрь 2014

Доступна онлайн: 12.10.2014

Рубрика: Вопросы управления

Страницы: 29-41

Варюхина Е.В. младший научный сотрудник, Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского 
e.varyukhina@yandex.ru

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН 
vlad_klochkov@mail.ru

В статье исследуется экономическая заинтересованность авиакомпаний в повышении безопасности полетов. После авиационных катастроф авиационные компании несут как прямые убытки, которые могут быть застрахованы, так и косвенные: простои техники, судебные издержки, повышение страховых премий и многое другое. Основные косвенные убытки вызваны снижением спроса на перевозки из-за боязни пассажиров. Существует распространенное мнение, что естественный рыночный механизм повышения безопасности полетов является достаточным стимулом для авиакомпаний. Однако, как показывают исследования, потери авиакомпаний, вызванные авиационными катастрофами, достаточно малы. Таким образом, актуальна проверка гипотезы экономистов либерального направления о том, что рыночного механизма достаточно для повышения безопасности полетов. Для этого необходима разработка аналитических моделей, позволяющих проводить анализ в общем виде. Анализ статистических данных показал, что гипотеза о взаимосвязи уровня безопасности полетов и спроса на авиаперевозки не противоречит реальным данным. Построена модель влияния уровня безопасности полетов на пассажирооборот. На основе разработанной модели проведено математическое моделирование и сравнение экономических механизмов, побуждающих авиакомпании к повышению безопасности полетов: рыночных стимулов, государственного вмешательства в виде компенсационных выплат пострадавшим после авиационного происшествия и комбинированного механизма, который включает как потери вследствие снижения спроса на авиаперевозки, так и компенсационные выплаты. Показано, что на современном этапе развития гражданской авиации государственное вмешательство необходимо для стимулирования повышения безопасности полетов.

Ключевые слова: авиаперевозки, безопасность полетов, рыночный механизм, государственное регулирование, эффективность, математическое моделирование

Список литературы:

  1. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в первом полугодии 2012 года. URL: Link.
  2. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  3. Клочков В.В. Методы и программное обеспечение экономико-математического моделирования и оптимизации технического обслуживания и ремонта авиадвигателей // Авиакосмическая техника и технология. 2005. № 1. C. 62–68.
  4. Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения: монография. М.: МГУЛ, 2009. 280 с.
  5. Ключенок В.Д. Безопасность полетов авиации Российской Федерации – категория конституционная // Право и безопасность. 2004. № 3. С. 28–34.
  6. Ситнянский А. ПРАПИ – последний бастион ретроградов. URL: Link.
  7. Состояние безопасности полетов гражданской авиации государств – участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства за 20-летний период. URL: Link.
  8. Borenstein S., Zimmerman M.B. Market Incentives for Safe Commercial Airline Operations // The American Economic Review. 1988. Vol. LXXVII. № 5. P. 913–936.
  9. Cunningham L.F., Young C.E., Lee M. Perceptions of Airline Service Quality: Pre and Post 9/11 // Public Works Management & Policy. 2004. Vol. 9. № 1. P. 10–25.
  10. Squally J., Saad M. Accidents Airline Safety Perceptions and Consumer Demand // Journal of Economics and Finance. 2006. Vol. 30. № 3. P. 297–305.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала