+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

К вопросу о предпочтениях потребителя: психологические установки и динамическое моделирование

т. 13, вып. 41, ноябрь 2014

Доступна онлайн: 04.11.2014

Рубрика: Экономико-математическое моделирование

Страницы: 59-67

Рагульский А.Д. аспирант кафедры экономики, Международный университет природы, общества и человека "Дубна" 
ADR25@yandex.ru

Новые подходы к исследованию потребительских предпочтений предъявляют и новые требования к используемым моделям. Однако существующие ныне методы моделирования, разработанные преимущественно экономистами-неоклассиками, как правило, не приспособлены для учета социально-психологических факторов поведения потребителя. Таким образом, совершенствование методологического аппарата, разработка новых подходов, которые позволят создавать не просто абстрактные оптимизационные схемы, но и адаптировать для целей хозяйственной науки данные других дисциплин, в настоящее время весьма актуальны и являются насущной необходимостью. Целью авторского исследования является рассмотрение методологической базы и построение динамической модели потребительских предпочтений группы индивидов с учетом влияния изменения доходов и цен, а также с учетом влияния индивидуально-психологических и социально-групповых факторов. Задачами исследования являются формулировка методологических основ модели, описывающей динамику потребительских предпочтений; формальное описание модели, отражающей формирование и динамику установок, предпочтений и потребительского спроса; проведение вычислительного эксперимента и интерпретация его результатов. Результаты вычислительного эксперимента позволяют предположить возможность конструктивного использования аппарата теории психологической установки для исследований потребительского спроса. Также результаты эксперимента показывают, что модель позволяет более точно описывать динамику потребительских предпочтений, нежели это делалось ранее. Практическая ценность исследования может состоять в применении в сфере маркетологии и ценообразования.

Ключевые слова: потребительские предпочтения, полезность, динамика, спрос, психологическая установка, модель, алгоритм

Список литературы:

  1. Айвазян С.А. Анализ качества и образа жизни населения. М.: Наука, 2012. 432 с.
  2. Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально-экономического планирования. М.: Экономика, 1983. 160 с.
  3. Гаврилец Ю.Н. Ефимов Б.А. Изменение предпочтений индивидов в социальной среде // Экономика и математические методы. 1997. Т. 33. Вып. 2. С. 76–93.
  4. Гаврилец Ю.Н., Карташева А.В. Модель формирования связанных установок при активном участии индивидов // Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов. М.: ЦЭМИ РАН, 1997. 47 с.
  5. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. Социальное моделирование – новый компьютерный прорыв (агент-ориентированные модели). М.: Экономика, 2013. 295 с.
  6. Приснякова Л.М., Присняков В.Ф. Определение кривой забывания // Структурно-системный подход в обучении и воспитании. Днепропетровск: ДГУ, 1984. 258 с.
  7. Стивенс С.С. Математика, измерение, психофизика. Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература, 1960. 327 с.
  8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб: Питер, 2001. 414 с.
  9. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6. С. 35–43.
  10. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Модельное обоснование инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 2–13.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала