+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Социально-экономические риски платных дорог

т. 14, вып. 10, март 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 09.03.2015

Рубрика: Управленческий анализ

Страницы: 36-46

Бушанский С.П. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук 
dbd-s@yandex.ru

В статье рассматривается российская практика организации платного проезда на федеральных автомобильных дорогах. Целью статьи является выявление рисков, ухудшающих условия дорожного движения на платном и альтернативном маршрутах. На основе методики анализа затрат-выгод, которая используется в мировой практике инвестиционного проектирования для оценки вклада в достижение целей социально-экономического развития, исследованы нормативно-методические документы, регламентирующие принципы тарификации автомобилей и выбора системы взимания платы, проектная документация на строительство платных дорог. Вскрыты основные ошибки в принятии инвестиционных решений, возникающие вследствие как особенностей сложившейся системы проектирования, так и непроработанности регулирующих мер. Выявлены системные противоречия между сложившейся схемой принятия решений и необходимостью согласования разнородных интересов общества и частного инвестора, которое требует итеративной процедуры для корректировки предварительных решений и рассмотрения вариантов согласованного сетевого развития. На основе анализа условий оптимальности показано, что коммерческая мотивация является ограничением для существенного ухудшения состояния платной дороги, однако может способствовать умеренному снижению качества строительных и ремонтных работ в зависимости от уровня загрузки альтернативного маршрута и расхождения между общественной и коммерческой нормами дисконта. Предложены меры для снижения основных рисков создания сети платных дорог, таких как повышенная нагрузка на альтернативные дороги в результате ошибочных, но выгодных коммерчески проектных решений на платной дороге и ухудшение условий движения на существующих дорогах при переводе их в платные. Рекомендовано использовать гибкую систему тарифов в зависимости от уровня загрузки дорог альтернативного маршрута.

Ключевые слова: платные дороги, социально-экономическая эффективность, оптимальное решение, риски лоббирования

Список литературы:

  1. Бушанский С.П. Влияние выбора критерия (коммерческий или системный) на структуру тарифов платных дорог // Системный анализ в экономике: матер. 2-й Науч.-практ. конф. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. C. 38–41.
  2. Бушанский С.П. Вопросы эффективности платных дорог // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 42. С. 2–8.
  3. Бушанский С.П. Подходы к модернизации системы проектирования автомобильных дорог // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 10. С. 38–49.
  4. Бушанский С.П. Проблемы снижения стоимости строительства автомобильных дорог // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 18. С. 9–15.
  5. Васильева Е.М., Левит Б.Ю., Лившиц В.Н. Нелинейные транспортные задачи на сетях. М.: Финансы и статистика, 1981. 104 с.
  6. Гасников А.В. Кленов С.Л., Нурминский Е.А., Холодов Я.А., Шамрай Н.Б. Введение в математическое моделирование транспортных потоков: учеб. пособие / под ред. А.В. Гасникова. М.: МФТИ, 2010. 362 с.
  7. Лившиц В.Н., Виленский П.Л. Инвестиционный анализ: учеб. пособие. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 350 с.
  8. Лившиц В.Н. Системный анализ рыночного реформирования нестационарной экономики России: 1992–2013. М.: Ленанд, 2013. 362 с.
  9. Стенбринк П.А. Оптимизация транспортных сетей / пер. с англ. Е.М. Васильевой и В.В. Космина / под ред. В.Н. Лившица. М.: Транспорт, 1981. 320 с.
  10. Belenky P. The Value of Travel Time Savings: Departmental Guidance for Conducting Economic Evaluations, U.S. Department of Transportation, Washington DC, 2011. URL: Link.
  11. Bousquet F., Fayard A. Road Infrastructure Concessions Practice in Europe. World Bank, 2001. URL: Link.
  12. Braess D., Nagurney A., Wakolbinger T. On a Paradox of Traffic Planning // Transportation Science. 2005. Vol. 39. № 4. P. 446–450.
  13. Estache A., Romero M., Strong J. The Long and Winding Path to Private Financing and Regulation of Toll Roads. The World Bank World Bank Institute Governance, Regulation, and Finance, 2000. URL: Link.
  14. Fayard A. Analysis of Highway Concession in Europe. University of Bergamo – Italy Conference on Highways: cost and regulation in Europe, 2012. URL: Link.
  15. Guide to Cost Benefit Analysis of Investment Projects. European Commission. Directorate General Regional Policy, 2008. 257 p.
  16. Levinson D. The Political Economy of Private Roads//Street Smart: Competition, Entrepreneurship, and the Future of Roads, Gabriel Roth, ed., Transaction Publishers, 2006. P. 79–96.
  17. Roughgarden T. The Price of Anarchy is Independent of the Network Topology // Journal of Computer and System Sciences. 2003. № 67. P. 341–364.
  18. F. Ortiz, R. Bain and S. Carniado. A Credit Review of Mexico’s Toll Road Sector: Stable and Strong. Standard & Poor’s, Infrastructure Finance. Mexico, 2006. 22 p.
  19. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. An Electronic Classics Series Publication. URL: Link.
  20. Spiess Н. Conical volume-time delay functions // Transportation Science. 1990. Vol. 24. № 2.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала