+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА (RETRACTED): Анализ социально-экономического качества самообучающихся организаций в когнитивной экономике

т. 14, вып. 11, март 2015

PDF  PDF-версия статьи

Причина отзыва статьи: Дублирование статьи в нескольких изданиях. Статья опубликована в журнале "Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление": Ссылка
Отзыв инициирован редакцией.
Дата отзыва 25.09.2019

Ретракция

Доступна онлайн: 15.03.2015

Рубрика: АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 49-63

Салихов Б.В. доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и международного бизнеса Московского государственного лингвистического университета, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте 
mgsusalikhov@yandex.ru

Салихова И.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Московского университета им. С.Ю. Витте 
irinasalikhova@yandex.ru

Предметом статьи является система экономических отношений, возникающих и воспроизводящихся в сфере создания и развития самообучающихся организаций как специфической инновационной формы бытия экономических структур в современной когнитивной экономике, или экономике знаний о воспроизводстве знаний. Отсюда целевая функция исследования заключается в анализе социально-экономического качества эндогенных интенций корпоративного самообучения, объективно предопределяемого потребностями в непрерывных инновациях. Аналитическими задачами статьи являются актуализация конкуренции в сфере когнитивных внутрифирменных отношений, выявление сущности и анализ качественных свойств феномена корпоративного самообучения, анализ основных форм самообучающихся организаций при ведущей роли университетов, анализ специфики создания самообучающихся организаций в отечественной экономике. Методологическим основанием исследования являются ключевые положения поведенческой экономики и системной парадигмы, связанные с актуализацией неэкономических и междисциплинарных факторов социально-экономической динамики. Научная новизна статьи заключается в результатах анализа социально-экономического качества самообучающейся организации. Во-первых, доказано, что интенции корпоративного самообучения являются критическим фактором обеспечения социально-экономической устойчивости предприятия в условиях обострения конкуренции на рынках знаний и продуктов. Во-вторых, определена сущность, а также предложены классификационные признаки и охарактеризованы качественные свойства, отличающие самообучающуюся организацию от обычной организации. В-третьих, обоснован вывод о ключевой роли университетов как основных аттракторов в создании и развитии ключевых форм самообучающихся организаций. В-четвертых, выявлены основные проблемы формирования самообучающихся организаций в отечественной экономике. Положения статьи могут быть использованы при формировании научно-практических парадигм в сфере дальнейшего социально-экономического анализа самообучающихся организаций и процесса когнитивизации современной экономики.

Ключевые слова: самообучающаяся организация, когнитивная экономика, корпоративный когнитивный сектор, ключевые компетенции, классификационные признаки и параметры качества самообучающейся организации, социально-экономический генотип предприятия, предпринимательские университеты, университетские комплексы, интегрированный интеллектуальный капитал организации, технологизация образовательной деятельности

Список литературы:

  1. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 50–58.
  2. Антипова Д.А. Механизм лидерского когнитивного предпринимательства в системе повышения качества управления знаниями // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 817–823.
  3. Балацкий Е., Сергеева В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 133–149.
  4. Братановский С.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования: монография. М.: РИОР, 2013. 202 с.
  5. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной экономике). М.: ИНФРА-М, 1996. 287 c.
  6. Гайсельхарт Х. Обучающееся предприятие в XXI веке. Калуга: Духовное познание, 2004. 264 c.
  7. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 c.
  8. Гарвин Д. Создание обучающейся организации // Управление знаниями. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 50–83.
  9. Голиченко О. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 35–51.
  10. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. М.: КноРус, 2008. 344 с.
  11. Замараев Б., Назарова А., Суханов Е. Финансовые ограничения вслед за инвестиционной паузой // Вопросы экономики. 2014. № 10. С. 4–44.
  12. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.
  13. Качество высшего образования / под ред. М.П. Карпенко. М.: Современный гуманитарный университет, 2012. 291 с.
  14. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Митрофанова Е.А., Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. М.: ИНФРА-М, 2014. 156 с.
  15. Коттер Дж.П. Истинная роль лидера // Лидерство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 48–75.
  16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  17. Лунева Е.В. Социальный капитал как фактор инновационного развития предприятия: монография. М.: Дашков и К, 2011. 140 с.
  18. Лялин А.М. Подготовка кадров для инновационной экономики // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 386–405.
  19. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007. 204 с.
  20. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006. 304 с.
  21. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М. Дело, 2013. 104 с.
  22. Осипова С.И. Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 140 с.
  23. Птуха А.Р., Степанов С.С. На развилке менталитетов. Действенные рецепты для инноваций, бизнеса и закона в России. СПб: Алетейя, 2010. 320 с.
  24. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 448 с.
  25. Салихов Б.В. Императивы развития современной экономики знаний // Инновационное развитие общества: условия, противоречия, приоритеты. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2014. С. 16–40.
  26. Салихов Б.В., Лунева Е.В. Управление корпоративными знаниями в инновационной экономике. М.: МГОУ, 2013. 294 с.
  27. Салихов Б.В., Салихова И.С. Развитие системы неявного корпоративного знания // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 28. С. 2–11.
  28. Салихов Б.В., Салихова И.С. Центр экономики образования современного высшего учебного заведения (основы научно-методической концепции формирования и повышения качества деятельности). М.: МГОУ, 2013. 82 с.
  29. Салихова И.С., Антипова Д.А. Лидерство как инновационный управленческий феномен в деятельности современных корпораций. URL: Link.
  30. Салихова И.С., Антипова Д.А. Феномен лидерского капитала в экономике корпоративных знаний // Финансы и кредит. 2014. № 35. С. 51–61.
  31. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управление информацией и знаниями в компании: учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. 208 с.
  32. Семенов А.В., Салихов Б.В., Салихова И.С. Инновационные аспекты управления корпоративными знаниями. М.: Дашков и К, 2013. 148 с.
  33. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 1999. 384 с.
  34. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. 368 с.
  35. Теплых Г. Анализ инновационной деятельности фирм в рамках CDM подхода // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 51–66.
  36. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. С.Д. Резника и В.М. Филиппова. М.: ИНФРА-М, 2013. 416 с.
  37. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. 732 с.
  38. Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 11–18.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала