+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Взаимосвязь динамики готовности обучающегося состояться в профессии с типом последующего трудоустройства

т. 14, вып. 14, апрель 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 06.04.2015

Рубрика: АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Страницы: 11-24

Борисова А.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация 
a.borisova@corp.nstu.ru

Тимофеева А.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация 
a.timofeeva@corp.nstu.ru

Предмет/тема. Значительные потери вследствие непрофильного трудоустройства выпускников вузов обусловливают поиск инструментов регулирования механизма сопровождения образовательно-карьерных траекторий профессионального становления. Выявление причинно-следственной обусловленности способов наращивания обучающимся профессиональной готовности и типа его последующего трудоустройства позволит обоснованно корректировать усилия вуза по обеспечению приемлемых значений коэффициента "трудоустройство выпускников по специальности".
     Цели/задачи. Основной задачей исследования является диагностика силы влияния результативности формирования профессионального потенциала на распределение выпускников на рынке труда по критерию "теснота связи с полученной профессиональной подготовкой".
     Методология. Построена теоретическая модель, характеризующая зависимость динамики готовности обучающегося и типа его последующего трудоустройства. Для апробации модели сформирована репрезентативная эмпирическая база и разработан методологический инструментарий диагностики зависимости между входным параметром (динамикой готовности обучающегося) и результирующей величиной (типом трудоустройства). С помощью порядковой логистической регрессии проверена изучаемая зависимость.
     Результаты. Подтверждена положительная связь между темпом наращивания готовности обучающего состояться в профессии на разных этапах реализации траекторий профессионального становления и типом последующего трудоустройства выпускника: наращивание готовности с разной мерой интенсивности (от умеренной до сильной) увеличивает вероятность реализации выпускника в приобретаемой профессии, а снижение - ухода из профессии. Полученные результаты подтверждают возможность целевого регулирования значений коэффициента "трудоустройство выпускников по специальности" посредством ввода инструментов, способствующих наращиванию готовности обучающегося состояться в профессии. Предложены и обоснованы регуляторы, которые необходимо включить в систему сопровождения обучающегося и содействия его профильной занятости.
     Выводы/значимость. Выявленный характер и направление зависимости позволяют спрогнозировать возможный прирост частоты профильного трудоустройства выпускников вследствие изменения уровня готовности по ключевым этапам образовательно-карьерной траектории.

Ключевые слова: трудоустройство, выпускник, профессия, готовность, таблица сопряженности, порядковая логистическая регрессия, латентный фактор

Список литературы:

  1. Андрущак Г.В., Натхов Т.В. Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 207–223.
  2. Борисова А.А., Тимофеева А.Ю. Выпускники вузов на рынке труда: индикаторы мониторинга и ограничители профильной занятости // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 71–80.
  3. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 2. С. 172–216.
  4. Джонсон Н.Л., Коц С., Балакришнан Н. Одномерные непрерывные распределения: в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Ч. 2. 600 с.
  5. Диденко Д.В., Дорофеева З.Е., Ключарев Г.А. Некоторые оценки эффективности дополнительного профессионального образования в России (2001–2008) // Мир России. 2011. № 1. С. 125–146.
  6. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Либеральная миссия, 2010. 196 с.
  7. Константиновский Д.Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55–69.
  8. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013. 224 с.
  9. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. С. 101–116.
  10. Макеева С.В. Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется. М.: Эксмо, 2011. 232 с.
  11. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России? URL: Link.
  12. Нарышкина А.В. Моделирование процесса поиска работы при переходе от учебы к работе. URL: Link.
  13. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России: российская программа экономических исследований. Научный доклад № 99/04. М.: EERC, 1998. 46 с.
  14. Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы работника // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13. С. 29–37.
  15. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под общ. ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 576 с.
  16. Рощин С.Ю. Переход «учеба – работа»: омут или брод? URL: Link.
  17. Рощин С.Ю., Слесарева А.А. Наем молодых работников на российском рынке труда. URL: Link.
  18. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–271.
  19. Смирных Л.И. Удовлетворенность работой. Кто выигрывает: стабильные или мобильные работники? URL: Link.
  20. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.
  21. Albrecht J.W., Holmund B., Lang H. Job Search and Youth Unemployment. Analysis of Swedish Data // European Economic Review. 1989. № 33. P. 416–425.
  22. Davia M.A. Job Mobility and Wage Growth at the Beginning of the Professional Career in Spain // Revista de Economia Aplicada. 2010. Vol. XVIII. № 52. P. 5–34.
  23. Holzer H.J. Search Methods Use by Unemployed Youth // Journal of Labor Economisc. 1988 (January). № 6. P. 1–20.
  24. Greene W.H., Hensher D.A. Modeling ordered choices: A primer. Cambridge University Press, 2010.
  25. Kirkpatrick D. Evaluating Training Programs. New York: Berrett-Koehler Publishers, 1975.
  26. Menard S. Introduction: Longitudinal research design and analysis // Handbook of longitudinal research / Ed. S. Menard. N.Y.: Elsevier, 2008. P. 3–12.
  27. Mortensen D.T. Job Search and Labor Market Analysis // Handbook of Labor Economics. Vol. II / O. Ashenfelter, R. Layard (eds.). 1986. Vol. 2. Part 15. P. 849–870.
  28. Munich D., Svejnar J., Terrell K. Returns to Human Capital under the Communist Wage Grid and During the Transition to a Market Economy. Working Paper Number. № 272 October 1999. 60 p.
  29. Pissarides C.A. Search intensity, advertising, and efficiency // Journal of Labor Economics. 1984. № 2. Р. 128–143.
  30. R Core Team. R: а language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing. URL: Link.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала