«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Развитие частного бизнеса в ракетно-космической отрасли: тенденции и перспективы

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 14, вып. 25, июль 2015

Получена: 12.05.2015

Одобрена: 18.05.2015

Доступна онлайн: 13.07.2015

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Страницы: 57-71

Макарова Д.Ю. ведущий специалист отдела прикладных экономических исследований и экспертиз, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация grapehome@mail.ru

Предмет/тема. Развитие частного предпринимательства в ракетно-космической отрасли является достаточно новой тенденцией. Если в начале 2000-х гг. предприниматели заявляли о своих амбициозных планах в области космоса, то последние несколько лет наблюдается реализация задуманных программ, а также рост числа частных компаний в космической сфере.
     Цели/задачи. Цель работы состоит в исследовании тенденций и перспектив развития, а также роли частного бизнеса в системе экономических отношений, возникающих в процессе становления и укрепления ракетно-космической отрасли на национальном и глобальном уровнях.
     Методология. Теоретико-методологической основой исследования служит общенаучная методология, предусматривающая применение таких подходов, как диалектический анализ и синтез, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция. Источниками информации служат научные публикации и интервью российских и зарубежных специалистов ракетно-космической отрасли, материалы крупнейших мировых СМИ в сфере космонавтики, действующие нормативно-правовые акты и официальные данные отчетов авторитетных исследовательских организаций в области космической деятельности.
     Результаты. Проведен краткий обзор существующих частных проектов в области космоса. Выявлены наиболее привлекательные для частного бизнеса сегменты космической деятельности. Проанализировано значение частной инициативы для развития космической деятельности государств. Перечислены условия и факторы, способствующие формированию предпринимательства в космической сфере, в частности, описаны основные инструменты политики США в данной области. Указаны возможности и перспективы запуска устойчивой модели бизнеса в области космоса. Особое внимание уделено вопросам формирования частного сектора в ракетно-космической отрасли России.
     Обсуждение/применение. Полученные результаты будут полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, а также частным компаниям и предпринимателям, желающим с выгодой для себя создавать и реализовывать проекты в сфере космической деятельности.
     Выводы/значимость. В ходе проведенного исследования выявлено присутствие частной инициативы во всех сегментах космической деятельности, даже высокотехнологичных. Лидером по количеству частных компаний в области космоса являются США. Частный бизнес является источником оптимальных решений, инноваций и эффективной формой участия в коммерческой деятельности. Создание благоприятных условий в России для развития частного бизнеса в космической деятельности является необходимым, поскольку во многом будет способствовать устранению причин системного кризиса в отечественной ракетно-космической промышленности.

Ключевые слова: космическая отрасль, частный сектор, предпринимательство, коммерциализация, стратегическое планирование

Список литературы:

  1. Десятов А., Парфенов В. Проекты частные – интерес государственный // Российский космос. 2011. № 10. С. 54–55.
  2. Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17–34.
  3. Ченцова М.В. Опыт и перспективы взаимодействия субъектов инновационной экономики (на примере государственно-частного партнерства в космической промышленности). URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk__45._avgust_2014_g./45_2014.pdf.
  4. Пайсон Д.Б. Частный бизнес в космосе. URL: http://sk.ru/news/b/news/archive/2013/02/01/chastnyy-biznes-uzhe-ne-vygonyayut-iz-kosmosa.aspx.
  5. Железняков А.Б. Космическая деятельность стран мира в 2012 г. URL: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?itogi_2012.htm.
  6. Бабицкий А. Космос как услуга. URL: http://www.forbes.ru/tehno-slideshow/tehnologii/66142-kosmos-kak-usluga/slide/1.
  7. Золотов Е. Космический извоз // Бизнес-журнал. 2012. № 12. С. 27–34.
  8. Кроули Э. Интервью президента института науки и технологий «Сколково»: Почему освоение космоса все быстрее уходит в руки частного бизнеса. URL: http://rusrep.ru/article/2012/07/11/threecops/2012.
  9. Кокорич М., Голубович И. Первый пошел: кто и зачем запускает частные спутники в России. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/biznes/260563-pervyi-poshel-kto-i-zachem-zapuskaet-chastnye-sputniki-v-rossii.
  10. Ульянова Н. Звездная болезнь // Бизнес-журнал. 2012. № 12. С. 34–38.
  11. Ионин А.Г. От Space 1.0 через Space 2.0 вперед к Space 3.0! // Геоматика. 2013. № 2. C. 40–45.
  12. Ионин А.Г. Кто будет инвестировать в космонавтику? // Российский космос. 2015. № 3. С. 26–30.
  13. Давидюк А. Первый частный // Российский космос. 2014. № 7. С. 14–20.
  14. Пайсон Д.Б. Сравнительный анализ развития институциональной среды в сфере производства и потребления космических продуктов и услуг в ведущих космических державах мира // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 393–405.
  15. Зинченко О.Н. Малые оптические спутники ДЗЗ. URL: http://www.racurs.ru/?page=710.
  16. Соболев И. Частники в космосе – за или против? URL: https://sk.ru/news/b/articles/archive/2015/03/28/chastniki-v-kosmose-_1320_-za-ili-protiv_3f00_.aspx.
  17. Fox S. 6 Private Companies That Could Launch Humans Into Space. URL: http://www.space.com/8541-6-private-companies-launch-humans-space.html.
  18. Школин А. 20 рыночных ниш, в которых можно заработать в ближайшие 5–10 лет. URL: http://www.gd.ru/20-rynochnyh-nish/.
  19. Макаров Ю.Н. Российская космонавтика на мировом рынке: конкуренция, проблемы, перспективы // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 3. С. 94–103.
  20. Хрусталёв Е.Ю., Макаров Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 41–47.
  21. Пайсон Д.Б. Конкуренция в ракетно-космической промышленности: время стратегических решений // Вестник ГЛОНАСС. 2013. № 4. С. 13–19.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала