+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Применение инструментария нечеткой логики в оценке качества таможенных услуг

т. 15, вып. 1, январь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 23.10.2015

Одобрена: 27.11.2015

Доступна онлайн: 24.01.2016

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Страницы: 143-158

Гупанова Ю.Е. доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Люберцы, Российская Федерация 
vl-rfei@mail.ru

Предмет. Развитие актуального направления оценки качества услуг, оказываемых государственными органами, в том числе таможенными, связано с реализацией концепции нового государственного управления, нацеленного на удовлетворение требований потребителей этих услуг.
Цели. Исследование возможностей применения инструментария нечеткой логики в оценке качества таможенных услуг в условиях, когда не представляется возможным применение известных экономико-математических моделей.
Методология. Использована методология теории нечетких множеств.
Результаты. Определена сущность таможенных услуг, выявлены их особенности, учитываемые в оценке качества этих услуг, установлены потребители и заказчики услуг. Особое внимание уделено процессу построения нечеткой модели системы оценки качества таможенных услуг, в которой обоснованы принципы проведения такой оценки, разработана последовательность этапов оценки, доказана необходимость раздельной оценки разных видов таможенных услуг. Реализация предложенного подхода к оценке иллюстрируется на примере отдельных таможенных услуг в среде MatLab с использованием пакета Fuzzy Logic Toolbox, который позволил получить количественные оценки качества этих услуг и наглядно представить полученные результаты.
Область применения. Полученные результаты могут найти применение в практике работы таможенных органов для количественной оценки качества оказываемых ими услуг. Результаты такой оценки являются необходимой базой для обоснования принимаемых управленческих решений по повышению качества услуг и совершенствованию процессов управления этими услугами.
Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях ограниченности и высокой степени размытости информации о результатах деятельности таможенных органов основным инструментом оценки качества таможенных услуг является методология нечеткой логики.

Ключевые слова: таможенная услуга, качество таможенных услуг, оценка качества таможенных услуг, нечеткая логика, нечеткие множества

Список литературы:

  1. Ермилов И.С. Управление качеством таможенных услуг в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2. С. 79–81.
  2. Старкова О.А., Бакаева О.Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 73–78.
  3. Трунина Е.В. О государственных и публичных услугах таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 1. С. 70–76.
  4. Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. № 10. С. 14–19.
  5. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 15–23.
  6. Горемыкина Г.И., Дмитриевская Н.А., Мастяева И.Н. Экономико-математическое моделирование систем управления на основе нечеткой технологии. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. 138 c.
  7. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление. М.: БИНОМ, 2009. 802 с.
  8. Бочарников В.П. Fuzzy-технология: математические основы, практика моделирования в экономике. СПб.: Наука, 2001. 328 с.
  9. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. М.: Радио и связь, 1982. 432 с.
  10. Zadeh L.A. Fuzzy sets // Information and Control. 1965. Vol. 8. № 3. P. 338–353.
  11. Горемыкина Г.И., Мастяева И.Н., Герасимова Е.К. Моделирование системы оценки эффективности управления качеством на основе fuzzy-технологии в среде MatLab // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-6. С. 1434–1439.
  12. Штовба С.Д. Проектирование нечетких систем средствами MatLab. М.: Горячая линия-Телеком, 2007. 288 с.
  13. Гупанова Ю.Е. О проблеме определения сущности, содержания, классификации таможенных услуг и путях ее решения // Социальная политика и социальное партнерство. 2012. № 6. С. 51–56.
  14. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде Matlab и fuzzyTECH. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2003. 736 с.
  15. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и ее применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. 165 с.
  16. Литвак Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982. 184 с.
  17. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг. М.: Российская таможенная академия, 2012. 310 с.
  18. Тэрано Т., Асаи К., Сугэно М. Прикладные нечеткие системы. М.: Мир, 1993. 368 с.
  19. Элова Г.В., Какорина М.В. Совершенствование управленческих процессов в таможенных органах России посредством внедрения автоматизированной системы электронного документооборота // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2014. № 3. С. 106–111.
  20. Элова Г.В., Какорина М.В. Место таможенных услуг в формате института государственных услуг и особенности их типологии // Управление экономическими системами. 2013. № 3. URL: Link.
  21. Ершов А.Д., Макрусев В.В., Калинина О.В., Сизова К.А. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров. М.: Российская таможенная академия, 2007. 244 с.
  22. Герасимов С.В., Голованова Е.Н., Горемыкина Г.И. и др. Проведение исследований по разработке модели и методики управления качеством таможенных услуг. М.: ИнфоТехноПроект, 2012. 252 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала