«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Практика реализации корпоративной социальной ответственности: опыт ПАО «ЛУКОЙЛ»

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 15, вып. 2, февраль 2016

Получена: 16.12.2015

Одобрена: 26.12.2015

Доступна онлайн: 04.03.2016

Рубрика: КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Страницы: 91-102

Савина Т.Н. кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация savinatn@yandex.ru

Тема. Современное состояние социально-экономического развития России требует активного переосмысления взглядов на процесс развития бизнеса на основе внедрения корпоративной социальной ответственности. Необходимо активное внедрение в практику хозяйственной деятельности критериев социально ответственного поведения.
Цели. Анализ практики реализации корпоративной социальной ответственности.
Методология. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (диалектический метод, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки динамики критериев корпоративной социальной ответственности. Использованы также инструменты системного анализа.
Результаты. Изучена практическая деятельность ПАО «ЛУКОЙЛ» по реализации политики в области корпоративной социальной ответственности. Проведен детальный анализ таких критериев корпоративной социальной ответственности, как охрана и защита окружающей среды, благотворительность, этика бизнеса, взаимоотношения с деловыми партнерами, разумные и доступные цены. Дана оценка затрат на природоохранные мероприятия, представлены стратегические направления деятельности компании в области благотворительности и социального инвестирования, обобщены принципы и способы взаимодействия со стейкхолдерами. Представлен сравнительный анализ разумности и доступности цен на бензин.
Выводы и значимость. Понимая степень ответственности перед обществом за рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной экологической ситуации, ПАО «ЛУКОЙЛ» руководствуется высокими стандартами охраны окружающей среды и обеспечения промышленной безопасности. Реализация социальных и благотворительных программ – одна из наиболее значимых стратегических задач компании, позволяющая развивать партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, а также региональными сообществами. Сделан вывод о том, что четкое следование критериям современного бизнеса становится залогом конкурентоспособности, устойчивого развития. Результаты исследования могут быть использованы при составлении рейтинга социально ответственных компаний, разработке этических кодексов и составлении этических карт.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, критерии, благотворительность, окружающая среда, этика бизнеса, доступные цены

Список литературы:

  1. Bоwen H. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper & Row, 1953.
  2. Карнеги Э. Евангелие богатства. СПб.: Попурри, 2014. 480 с.
  3. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. N.Y., MacMillan, 1932.
  4. Chandler A.D. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977. 608 p.
  5. Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. Vol. 13. № 4. P. 503–530.
  6. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 272 с.
  7. Кричевский Н.A., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. Москва: Дашков и К, 2008. 216 с.
  8. Салимова T.A., Ольховикова Н.Б. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12. С. 74–78.
  9. Соболева И.Н. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 63–72.
  10. Кушпов В.П. Социальная ответственность бизнеса как компонента рыночной экономики // Человек и труд. 2004. № 2. С. 68–69.
  11. Кушпов В.П. Приоритеты корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2004. № 4. С. 37–38.
  12. Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 5–41.
  13. Курбатова М.В., Левин С.Н. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО. 2005. № 10. С. 58–71.
  14. Либоракина M.И. Социальные инвестиции российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 230 c.
  15. Литовченко С.Е., Корсакова M.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 100 с.
  16. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2015. 338 с.
  17. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. М.: КомКнига, 2005. 184 с.
  18. Бикеева М.В., Бирюков А.Н., Городнова Н.В. Тенденции развития регионов России: социально-экономический анализ. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2011. 209 с.
  19. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2011. № 3. С. 139–150.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала