«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Анализ и пути повышения конкурентного потенциала торговой организации сетевого формата

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 15, вып. 4, апрель 2016

Получена: 25.09.2015

Получена в доработанном виде: 26.10.2015

Одобрена: 16.03.2016

Доступна онлайн: 27.04.2016

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Страницы: 85-96

Хохлова Т.П. кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Краснодар, Российская Федерация htpkr@mail.ru

Предмет. В период углубления кризисных явлений в экономике, обострения конкурентных отношений возрастают актуальность и практическая значимость проблемы повышения конкурентоспособности организации, обеспечивающей возможность противостоять агрессивным воздействиям внешних факторов, а также нивелировать возмущения внутренних переменных. Эта проблематика недостаточно проработана для российских торговых компаний сетевого формата, доля которых на потребительском рынке неуклонно растет.
Цели и задачи. Цель – исследовать факторы, формирующие конкурентоспособность торговой организации сетевого формата. Задачи – провести анализ и оценку конкурентоспособности, выделить приоритетные направления укрепления конкурентного потенциала организации на основе активации внутренних резервов.
Методология. На основе общенаучных и специальных методов исследования данных Минэкономразвития России, ведущих рейтинговых и информационных агентств, отечественных и зарубежных ученых проведен анализ конкурентоспособности крупной российской торговой компании сетевого формата, действующей на территории Южного федерального округа. Для повышения объективности и достоверности результатов и обоснованности выводов использованы расчетно-аналитические методы анализа и оценки конкурентоспособности: рассчитаны индексы конкурентоспособности, общефинансовые коэффициенты, показатели рентабельности, проведен маржинальный анализ и др. Для визуализации методологии исследования выполнены структурно-логические построения.
Результаты. Предложены определение и матрица конкурентного потенциала и разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности организации, связанные с реализацией стратегии региональной экспансии и развития собственной розничной сети.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для разработки механизмов укрепления конкурентного статуса торговой организации, приращения ее конкурентного потенциала и повышения рыночной устойчивости.
Выводы и значимость. В условиях нарастающей конкуренции и социально-экономической напряженности российским торговым организациям сетевого формата необходим поиск дополнительных конкурентных преимуществ, обеспечивающих реализацию жизнеспособной стратегии на основе удержания и наращивания рыночной доли в основных стратегических зонах хозяйствования.

Ключевые слова: профиль конкурентоспособности, конкурентные преимущества, модель конкурентоспособности, матрица конкурентного потенциала

Список литературы:

  1. Портер М. Конкуренция. М.: Диалектика-Вильямс, 2010. 592 с.
  2. Портер М. Конкурентная стратегия: методы анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 464 с.
  3. Подлесных В.И., Кузнецов Н.В., Тихомирова О.Г. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур (теория организации, самоорганизации и управления): монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.
  4. Сафиуллин Н.З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: монография. Казань: Казанский университет, 2002. 370 с.
  5. Бородаева И.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур. Ставрополь: Кавказский край, 2006. 160 с.
  6. Скоморощенко А.А., Беспалько В.А. Оценка конкурентоспособности предпринимательских структур // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 44–50.
  7. Маленков Ю., Древинг С. Формирование конкурентной стратегии развития // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 7. С. 61–65.
  8. Генералова С.В. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 16–21.
  9. Вавилов С.Ю., Хачатуров А.Е. Стратегическое планирование как программа долгосрочного развития и адаптации ключевых компетенций компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 4–17.
  10. Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 74–79.
  11. Хохлова Т.П. Генезис компетентностно ориентированной модели управления: от истоков к перспективам // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 4–13.
  12. Агалакова О.С., Чкалова О.В. Оценка и повышение конкурентоспособности розничных торговых предприятий: монография. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2010. 165 с.
  13. Бакальская Е., Дуванова Е. Устойчивость торговых предприятий: теоретические и практические аспекты // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 12. С. 92–97.
  14. Ефремова М.В. Рыночные механизмы управления развитием торговли // Вестник СамГУПС. 2014. № 3. С. 83–89.
  15. Булатова И.С. Перспективы развития сетевой торговли в России // Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 15. URL: http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2013_15_4.pdf/.
  16. Юдникова Е.С. Методологические основы изучения конкурентоспособности торгового предприятия // Проблемы современной экономики. 2007. № 3. C. 112–115.
  17. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 17–27.
  18. Шамин Е.А. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 12. С. 26–28.
  19. Овчинникова Т.И., Попов М.В. Модель управления конкурентоспособностью предприятий и регионов // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 81–89.
  20. Карлина Т. Структура организации и конкурентные преимущества // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 76–84.
  21. Гукасян З.О. Стратегии и тактики поведения субъектов бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 789–792.
  22. Кофанов А.А., Назаретян П.В. Инноватика бизнес-процессов как детерминанта конкурентоспособности организации // Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 18. URL: http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2014_18_4.pdf
  23. Якутин Ю.В. Разработка и реализация корпоративных стратегий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 4. С. 72–79.
  24. Чкалова О.В. Развитие лидеров российского торгового рынка на основе стратегий роста // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 3. С. 30–36.
  25. Хохлова Т.П., Назаретян П.В. Product placement как глобальная стратегия продвижения товаров и услуг: проблемы и пути их решения // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 87–98.
  26. Гагаринская Г.П., Федотов С.Н., Горбунова Ю.Н. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе компетентностно ориентированной системы мотивации и стимулирования работников // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 6. С. 11–18.
  27. Ефремова М.В., Лунев В.В. Особенности управления персоналом в высококонкурентных торговых организациях // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 6. С. 83–87.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала