«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Стратегические аспекты управления консолидационными процессами групп компаний

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 6, июнь 2017

Получена: 22.02.2017

Получена в доработанном виде: 17.04.2017

Одобрена: 22.05.2017

Доступна онлайн: 29.06.2017

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Коды JEL: G11, L10, L25

Страницы: 1061-1081

https://doi.org/10.24891/ea.16.6.1061

Ижевский В.Л. аспирант кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; экономист управления экономики ОАО «ММК», Магнитогорск, Российская Федерация ivlmag@yandex.ru

Кононов В.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация DieuMaar@mail.ru

Предмет. В стратегическом менеджменте наблюдается тенденция сдвига в отношении объекта управления от индивидуальных компаний в сторону групп. Причиной этого является возможность извлечения стратегических конкурентных преимуществ группами и входящими в них компаниями за счет синергетического эффекта. Поэтому повышенную актуальность приобретают опирающиеся на современные концепции стратегического менеджмента инструменты поддержки принятия управленческих решений, связанных с реализацией консолидационных процессов.
Цели. Выявление стратегических особенностей управления консолидационными процессами в группах компаний на основе декомпозиции синергетического эффекта и разработки поддерживающих управленческие решения инструментов.
Методология. Использованы системный подход, теоретические изыскания специалистов по стратегическому менеджменту, методы экономико-математического моделирования.
Результаты. Для понимания синергетических преимуществ были проведены их декомпозиция до элементарных факторов и последующий синтез, получивший воплощение в виде «дерева синергии». Были проанализированы направления извлечения группой стратегических преимуществ за счет увеличения степени контроля рынка, доступа к ресурсам, каналам сбыта и выхода на новые рынки. Также были определены соотношения между факторами синергии и направлениями развития, на основе чего предложена графическая и математическая методики мониторинга степени интеграции группы и определения того, какие мероприятия следует реализовать для повышения синергии.
Выводы. Управление консолидационными процессами должно опираться на научно обоснованные методы поддержки управленческих решений, учитывающих экономическую сущность самих процессов и возможности современных средств экономико-математического моделирования и стратегического менеджмента. Представленные подход к декомпозиции синергетического эффекта, метод мониторинга процесса консолидации, основанный на определении позиции группы компаний в кубе консолидации, и другие вспомогательные средства могут быть использованы для поддержки принятия управленческих решений, связанных с консолидационными процессами в группах компаний.

Ключевые слова: консолидация, консолидационные процессы, стратегия развития группы компаний, синергетический эффект, синергия

Список литературы:

  1. Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 27–41.
  2. Dieudonne S., Cretin F., Bouacha S. M&A Activity: Where are We in the Cycle? Alternative Investment Analyst Review, 2015, Summer. URL: https://www.caia.org/sites/default/files/AIAR_Q3_2015-07_M&A_CretinDieudonneBoucha.pdf
  3. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ слияний/поглощений компаний. М.: КноРус, 2008. 448 с.
  4. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2004. 272 с.
  5. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
  6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2006. 928 с.
  7. Галпин Т., Хэндон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: методы и процедуры интеграции на всех уровнях организационной иерархии. М: Вильямс, 2005. 240 с.
  8. Gaughan P.A. Mergers, Acquisitions, and Corporate Restructurings. John Wiley & Sons, 2015, 688 p.
  9. Рид С.Ф., Лажу А.Р. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина Паблишер, 2011. 960 с.
  10. Ansoff I.H. Corporate Strategy. McGraw-Hill, 1965, 241 p.
  11. Хусаинов З.И. Оценка эффективности сделок слияний и поглощений: интегрированная методика // Корпоративные финансы. 2008. № 1. С. 12–33.
  12. Солошенко Р.В. Систематизация синергетических эффектов в экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1. С. 15–18.
  13. Глущенко М.Е. Синергия как цель интеграции в холдингах // Сибирский торгово-экономический журнал. 2012. № 15. С. 11–14.
  14. Конотопов М.Н., Савин М.Г. Барьеры, препятствующие повышению предпринимательской эффективности интеграционных процессов в холдинговых структурах // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 55–58.
  15. Родионов И.И., Михальчук В.Б. Создание синергии во внутрироссийских сделках слияний и поглощений в 2006–2014 гг. // Российский журнал менеджмента. 2016. № 2. С. 3–28.
  16. Damodaran A. Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Assets. Wiley, 2012, 992 p.
  17. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992. 510 с.
  18. Porter M. Towards a Dynamic Theory of Strategy. Strategic Management Journal, 1991, vol. 12, iss. S2, pp. 95–117.
  19. Макарова В.А. Моделирование финансового управления холдинговых структур. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. 168 с.
  20. Hwang C.L., Yoon K. Multiple Attribute Decision Making: Methods and Applications. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1981, 269 p. doi: 10.1007/978-3-642-48318-9
  21. Динз Г., Крюгер Ф., Зайзель С. К победе через слияние. Как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 252 c.
  22. Бухвалов А.В., Катькало В.С. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента // Российский журнал менеджмента. 2005. № 1. С. 75–84.
  23. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.
  24. Ендовицкий Д.А., Полухина И.В. Историко-логический анализ возникновения и развития интеграционных процессов в бизнесе // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2011. № 2. С. 209–214.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала