«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Управление рисками образовательного учреждения

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 8, август 2017

Получена: 01.06.2017

Получена в доработанном виде: 07.07.2017

Одобрена: 25.07.2017

Доступна онлайн: 29.08.2017

Рубрика: АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Коды JEL: I21

Страницы: 1473–1485

https://doi.org/10.24891/ea.16.8.1473

Лаврищева Е.Е. доктор экономических наук, доцент, ректор, Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева, Ковров, Российская Федерация eelavri@yandex.ru

Предмет. В статье приводится классификация основных рисков образовательного учреждения, рассматриваются возможные методы их снижения, на примере конкретного вуза показан интегрированный подход к управлению рисками.
Цели. Систематизация методов снижения рисков образовательного учреждения, аргументация их практического использования.
Методология. Использовались логические методы, методы группировки, выборочного наблюдения, расчета показателей динамики, табличные методы представления результатов.
Результаты. Основными источниками риска для образовательной организации выступают события, повлекшие нарушение безопасности студентов, персонала, имущества; приостановку деятельности вуза; невыполнение целевых индикаторов, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках проводимого ежегодного мониторинга эффективности вузов. Представлена интерпретация традиционных методов снижения риска применительно к образовательному учреждению – диверсификация, распределение ответственности, лимитирование, трансфер, избегание и резервирование средств. Проведено номинирование рисков по степени опасности, отмечено, что практически все они могут быть отнесены к высокой степени опасности. Выработаны предложения по использованию результатов оценки рисков в системе стимулирования деятельности персонала, при разработке программы развития вуза. На примере конкретного вуза рассмотрены проекты и мероприятия, направленные на снижение рисков образовательного учреждения, обозначены основные проблемы, требующие решения в стратегическом плане, характерные для многих региональных вузов.
Выводы. Результаты оценки рисков должны являться ключевыми факторами успеха и использоваться в разрабатываемых вузами долгосрочных и краткосрочных программах развития. Степень риска может быть одним из основных критериев оценки деятельности структурных подразделений при формировании системы стимулирования, рейтинга структурных подразделений, руководителей и исполнителей.

Ключевые слова: образовательное учреждение, источники рисков, управление рисками, интегрированный подход

Список литературы:

  1. Качалов Р.М. Управление экономическим риском в российском бизнесе: мониторинг 2005–2010 гг. // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 1. С. 127–154.
  2. Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2. С. 73–74.
  3. Тангалычева Н.В. Риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения и пути их минимизации // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С. 7–16.
  4. Казак А.Ю., Слепухина Ю.Э. Риски, связанные с реформированием национальной системы образования: проблемы оценки и управления // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. Ч. 1. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31435
  5. Митин А.И., Филичева Т.А. Оценка рисков снижения качества профессиональной подготовки с использованием метода когнитивного моделирования // Открытое образование. 2014. № 2. URL: http://openedu.rea.ru/jour/article/view/91
  6. Абрамовских Т.А. Управление рисками внедрения профессионального стандарта «Педагог» в деятельности образовательной организации // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 4. С. 84–91. URL: http://iuorao.ru/images/jurnal/15_4/abramovskyh_t_a.pdf
  7. Арендачук И.В. Психологические риски образовательной среды вуза // Известия Саратовского университета. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып. 1. С. 48–52.
  8. Ильковская И.М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 127–131.
  9. Ковалева А.А., Мещерякова М.А., Назаров А.Г. Методология оценки и управления пожарными рисками образовательных учреждений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 394–397.
  10. Злоказова Ю.В. Элементы модели экономической безопасности современного вуза // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 13–17.
  11. Агафонова И.П. Обзор методов управления рисками инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 5. С. 47–57.
  12. Плотникова М.С. Управление рисками. М.: Лаборатория книги, 2010. 108 с.
  13. Макарова С.Н., Ферова И.С., Янкина И.А. Управление финансовыми рисками: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 228 с.
  14. Екатеринославский Ю.Ю., Медведева А.М., Щенкова С.А. Риски бизнеса. Диагностика, профилактика, управление. М.: АНКИЛ, 2010. 280 с.
  15. Мусарский М.М., Платонова Е.Д. Аутсорсинг неосновных видов деятельности образовательной организации как инструмент повышения эффективности управления ресурсами // Экономика образования. 2013. № 1. С. 117–121.
  16. Горн А.П. Интеллектуально-креативная деятельность в управлении хозяйствующими субъектами: монография. М.: Креативная экономика, 2007. 304 с.
  17. Ильин В.В. По ту сторону проектов. Записки консультанта. М.: Бином; Лаборатория знаний, 2015. 376 с.
  18. Половинко В.С., Тимошенко О.Ю. Управление по целям: реализация в системе управления персоналом. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2008. 208 с.
  19. Соломатин А.М. Управление функционированием и развитием образовательной организации в условиях системных изменений // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2645
  20. Гамукин В.В. Доходы вуза: диверсификация бюджетных рисков // Экономика образования. 2013. № 4. С. 94–98.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 8, август 2017

Другие номера журнала