«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Современные тенденции в бизнес-анализе: исследование экосистемы компании, анализ информационной составляющей бизнес-модели, оценка возможностей роста

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Получена: 21.09.2017

Получена в доработанном виде: 02.10.2017

Одобрена: 09.10.2017

Доступна онлайн: 27.10.2017

Рубрика: ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

Коды JEL: G30, G32

Страницы: 1878–1897

https://doi.org/10.24891/ea.16.10.1878

Когденко В.Г. доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Российская Федерация kogdenko7@mail.ru

Мельник М.В. доктор экономических наук, профессор кафедры аудита и контроля, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация diakina2002@mail.ru

Предмет. Совершенствование бизнес-анализа на основе стейкхолдерского подхода с учетом развития четвертичного сектора экономики и информатизации бизнес-модели компаний.
Цели. Разработка предложений по совершенствованию направлений исследования экосистемы компании, анализа информационной составляющей бизнес-модели, оценки возможностей роста.
Методология. Методологическую основу предложений по развитию анализа составили концепция заинтересованных сторон, теория секторальной структуры экономики, закономерности информатизации бизнеса. Методика учитывает положения Международного стандарта интегрированной отчетности.
Результаты. Разработана методика анализа экосистемы компании, включающая пять этапов. В ходе первого этапа идентифицируется экосистема компании, исследуются взаимоотношения со стейкхолдерами. Состав стейкхолдеров определяется с учетом сектора экономики, к которому относится компания. На втором этапе анализируются виды капитала, которые необходимы компании независимо от сектора экономики, а также те виды капитала, которые являются ключевыми для каждой отдельной компании, относящейся к определенному сектору экономики. Также на этом этапе оценивается финансовое состояние компании и индикаторы его развития. На третьем этапе исследуются признаки выживаемости компании, оцениваются риски, которые связаны со стейкхолдерами. Анализируется сбалансированность интересов разных групп стейкхолдеров, выявляются стейкхолдеры, интересы которых являются для компании приоритетными. На четвертом этапе оцениваются признаки информатизации бизнес-модели, обеспечивающие развитие бизнеса, в том числе диджитализация технологий, краудсорсинг информации, обновляемость продукции, технологий, методов управления бизнесом. На заключительном этапе анализа исследуются показатели ценности компании для всех включенных в экосистему компании стейкхолдеров, а также оценивается стоимость нематериального капитала компании.
Выводы. Разработанная методика позволяет оценивать деятельность компании на основе стейкхолдерского подхода с учетом сектора экономики, к которому относится компания. Статья может быть полезна аналитикам, оценивающим деятельность компании на основе интегрированной отчетности.

Ключевые слова: экосистема, стейкхолдеры, секторы экономики, информатизация бизнес-модели, бизнес-анализ

Список литературы:

  1. Мэлоун М., Исмаил С., ван Геест Ю. Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017. 390 с.
  2. Ривз М., Левин С., Уэда Д. Компания как экосистема: биология выживания. URL: http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a17381/
  3. Карлгаард Р. В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 272 с.
  4. Фримен Э. Авторитетное мнение // Санкт-Петербургский университет. 2010. № 13. URL: http://journal.spbu.ru/?p=2619
  5. Ивашковская И.В. Развитие стейкхолдерского подхода в методологии финансового анализа: гармоничная компания // Корпоративные финансы. 2011. № 3. С. 59–69. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/11/07/1270174459/CFJ19_59_70_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_.pdf
  6. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 320 с.
  7. Ефимова О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45. С. 41–51.
  8. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman, 1984.
  9. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management and Organizational Wealth. Stanford University Press, 2002, 376 р.
  10. Благов Ю.Е. Бизнес и общество: новая парадигма исследований // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 151–159.
  11. Попов С.А., Фомина Л.Л. От теории стейкхолдеров к реализации концепции общих ценностей // Российское предпринимательство. 2013. № 2. С. 60–65.
  12. Портер М., Краймер М. Капитализм для всех. URL: http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/sotsialnaya-otvetstvennost/a10881/
  13. Fisher A.G.B. The Clash of Progress and Security. London, 1935, 234 p.
  14. Clark C. The conditions of Economic Progress. 3rd ed. Macmillan Press, 1957, 720 p.
  15. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 5. С. 450–456.
  16. Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Классификация отраслей экономики как инструмент анализа тенденций ее трансформации. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 20 с.
  17. Толстяков Р.Р. Концепция опережающего маркетинга в системе социально-экономических отношений профессионального образования в экономике знаний // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 1. С. 90–105.
  18. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 156 с.
  19. Sonderegger P. Why big data is the capital driving the digital age. URL: https://www.cmo.com.au/article/593641/why-big-data-capital-driving-digital-age/
  20. Дятлов С.А. Теоретические подходы к оценке сетевых эффектов // Современные технологии управления. 2017. № 4. URL: http://sovman.ru/article/7601/
  21. Найденова Ю.Н., Осколкова М.А. Трансформация интеллектуального капитала в ценность компании в экономике знаний // Корпоративные финансы. 2011. № 2. С. 92–98. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/09/08/1267444565/CFJ18_92_98_%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_.pdf
  22. Лашински А. Внутри Apple: Как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. 208 с.
  23. Barney J.B. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 1991, vol. 17, iss. 1, pp. 99–120.
  24. Любушин Н.П., Лылов А.И., Бабичева Н.Э. Использование ресурсоориентированного экономического анализа в оценке устойчивого развития хозяйствующих субъектов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 32–45.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала