«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Закономерности и тенденции развития предприятий автомобильной промышленности России в разрезе форм собственности за 2012–2016 гг.

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 16, вып. 12, декабрь 2017

Получена: 20.10.2017

Получена в доработанном виде: 31.10.2017

Одобрена: 10.11.2017

Доступна онлайн: 22.12.2017

Рубрика: АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА

Коды JEL: F23, G30, L62, O14

Страницы: 2316–2331

https://doi.org/10.24891/ea.16.12.2316

Спицын В.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Томский политехнический университет; доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Российская Федерация 
spitsin_vv@mail.ru

Предмет. Автомобильная промышленность является значимой отраслью экономики России и переживает непростой период. Рост в 2011–2012 гг., иностранные инвестиции и экспансия предприятий в иностранной и совместной собственности сменились кризисом, что не могло не отразиться на финансовых показателях предприятий.
Цели. Исследование закономерностей и тенденций развития предприятий автомобильной промышленности России в российской, иностранной и совместной собственности за 2012–2016 гг. Выявление различий в динамике и устойчивости финансовых показателей предприятий в разрезе форм собственности и в зависимости от размеров предприятий.
Методология. В процессе исследования применялась авторская методика оценки временных рядов финансовых показателей предприятий по направлениям: «статика – динамика – устойчивость». В рамках этой методики расчет динамики и устойчивости показателей проводился на основе построенных моделей линейного тренда.
Результаты. Предприятия всех форм собственности испытывают проблемы с наращиванием выручки, однако несмотря на это обеспечивают положительные темпы прироста активов. У значительной части предприятий всех форм собственности отмечается отрицательный тренд изменения прибыли. Несмотря на кризисный период большинство предприятий в российской собственности обеспечили получение чистой прибыли, прирост нераспределенной прибыли и собственного капитала. Напротив, у большинства крупных предприятий в иностранной собственности выявлен ряд проблем: падение выручки, формирование непокрытых убытков и уменьшение собственного капитала. Анализ показал неустойчивость показателей прибыли, особенно у предприятий в иностранной собственности.
Выводы. Предприятия в российской собственности имеют некоторые преимущества в рассматриваемый период, однако они уступают по размерам предприятиям в иностранной и совместной собственности. Отрицательная динамика важнейших показателей у крупных предприятий в иностранной собственности, а также крупные убытки, полученные предприятиями в иностранной и совместной собственности, могут отрицательно повлиять на платежеспособность и финансовую устойчивость этих предприятий.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, иностранные инвестиции, динамика показателей, тенденции развития, методика оценки

Список литературы:

  1. Anwar S., Sun S. Can the Presence of Foreign Investment Affect the Capital Structure of Domestic Firms? Journal of Corporate Finance, 2015, vol. 30, pp. 32–43. URL: https://doi.org/10.1016/j.jcorpfin.2014.11.003
  2. Buckley P., Wang C., Clegg J. The Impact of Foreign Ownership, Local Ownership and Industry Characteristics on Spillover Benefits from Foreign Direct Investment in China. International Business Review, 2007, vol. 16, iss. 2, pp. 142–158. URL: https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2006.12.006
  3. Chen W. The Effect of Investor Origin on Firm Performance: Domestic and Foreign Direct Investment in the United States. Journal of International Economics, 2011, vol. 83, iss. 2, pp. 219–228. URL: https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2010.11.005
  4. Chen Z., Ge Y., Lai H. Foreign Direct Investment and Wage Inequality: Evidence from China. World Development, 2011, vol. 39, iss. 8, pp. 1322–1332. URL: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2010.12.006
  5. Dachs B., Peters B. Innovation, Employment Growth, and Foreign Ownership of Firms: A European Perspective. Research Policy, 2014, no. 43, iss. 1, pp. 214–232. URL: https://doi.org/10.1016/j.respol.2013.08.001
  6. Fava V., Luminita G. East–West Cooperation in the Automotive Industry: Enterprises, Mobility, Production. The Journal of Transport History, 2017, no. 38(1), pp. 11–19.
  7. Firat Demir, Li Su. Total Factor Productivity, Foreign Direct Investment, and Entry Barriers in the Chinese Automotive Industry. Emerging Markets Finance and Trade, 2016, vol. 52, iss. 2, pp. 302–321. URL: https://doi.org/10.1080/1540496X.2015.1011519
  8. Godlewska-Majkowska H., Komor A. Regional Strategic Groups as a Tool of Enterprises Localization Analysis on Automotive Industry in the European Union. Engineering Economics, 2017, no. 28(1), pp. 35–46. URL: https://doi.org/10.5755/j01.ee.28.1.7799
  9. Баронина Ю. Иностранные инвестиции в российское автомобилестроение // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 6. С. 61–69.
  10. Курганов Ю.А. Современные тенденции и условия развития производственной кооперации в российской автомобильной промышленности // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 10. С. 96–103.
  11. Овчинникова А.В., Карпова М.А. Применение теории отраслевых рынков к изучению современных тенденций развития автомобильной промышленности // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. 2015. № 2-3. С. 55–62.
  12. Пасько А.В. Конкурентоспособность российской автомобильной промышленности на фоне ключевых тенденций развития мирового автомобилестроения // Новый взгляд: международный научный вестник. 2014. № 4. С. 201–218.
  13. Подхалюзина В.А. О мероприятиях по увеличению притока инвестиций в российскую автомобильную промышленность // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. № 1. С. 63–68.
  14. Афанасьев С.А. Становление автомобильной промышленности в развивающихся странах // Российское предпринимательство. 2014. № 10. С. 123–136.
  15. Акимкина Д.А. Проблемы стратегии развития автомобильной промышленности и пути их решения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 7. С. 44–54.
  16. Ефремова А.Д. Тенденции развития автомобильной промышленности в России и за рубежом // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2. С. 49–53.
  17. Волгина Н.А., Возмилова С.С. Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Экономика. 2015. № 2. С. 36–48.
  18. Ермилина Д.А. Оборотные средства российской экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 7. С. 755–766.
  19. Красильникова Е.В. Устойчивый рост компании: связь концепций жизненного цикла и финансово-экономических факторов, моделирование вероятности // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 8. С. 1400–1419.
  20. Третьякова Е.А., Осипова М.Ю. Сочетание статического и динамического подходов в оценке устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2016. № 2. С. 79–92.
  21. Антонова И.С. Динамический подход к оценке процесса диверсификации экономики моногорода // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 3. С. 431–441.
  22. Болдыревский П.Б., Игошев А.К., Кистанова Л.А. Кластерный анализ экономической устойчивости промышленных предприятий России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 10. С. 1959–1971.
  23. Спицын В.В. Методологический подход к оценке эффективности развития сложных социально-экономических систем // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 4А. С. 25–32.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 8, август 2018

Другие номера журнала