«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Региональная авиация России

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»
т. 17, вып. 1, январь 2018

Получена: 07.09.2017

Получена в доработанном виде: 25.10.2017

Одобрена: 29.11.2017

Доступна онлайн: 29.01.2018

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Коды JEL: G34, L19, L93, O33, O57

Страницы: 99–115

https://doi.org/10.24891/ea.17.1.99

Соболев Л.Б. доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация 
sobolevLB@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 7442-7216

Предмет. Современная региональная авиация является одним из сегментов гражданской авиации. Она обеспечивает потребности в транспортной мобильности граждан отдаленных регионов страны и выполняет функцию «подвозчика» для дальних и международных рейсов. После безуспешных попыток сохранения на этом рынке российских проектов 1980-х гг. (Ту-334, Ил-114) и российско-украинских проектов (Ан-148, Ан-140) региональная авиация России представлена единственным новым конкурентоспособным продуктом Объединенной авиастроительной корпорации – 98-местным лайнером SSJ 100.
Цели. Анализ реального положения дел на мировом рынке региональной авиации, поиск путей расширения присутствия России на этом рынке.
Методология. Проведен сравнительный анализ деятельности мировых производителей региональной авиации во всех сегментах рынка региональной авиации по пассажировместимости, сложившейся под влиянием новой (хабовой) схемы организации авиаперевозок, смещения спроса в пользу больших региональных самолетов на 75–130 кресел, конкуренции со стороны высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Результаты. Показано, как мировые производители отреагировали на изменение спроса на рынке региональной авиации. Российский авиапром должен либо гибко отреагировать на изменения спроса, либо смириться с заполнением российского регионального парка самолетами зарубежных производителей.
Выводы. Фактически региональной авиацией в настоящее время занимается только Объединенная авиастроительная корпорация, точнее – дочерняя компания АО «Сухой» – «Гражданские самолеты Сухого». Именно региональная авиация с ее более низкими барьерами входа может положить начало демонополизации авиационной отрасли в лице Объединенной авиастроительной корпорации. Определенные подвижки в этом направлении уже есть. Так, Ростех организовал сборку легких самолетов австрийской компании Diamond на одном из своих предприятий, лидер космической отрасли «РКС Прогресс» в сотрудничестве с МП «Техноавиа» организовал сборку легких самолетов «Рысачок», сырьевая компания УГМК купила 100% акций чешской авиастроительной компании Aircraft Industries.

Ключевые слова: региональная авиация, сегментация рынка, конкуренция, диверсификация, конгломерация

Список литературы:

  1. Окулов В.М. Развитие региональной авиации как фактор экономического развития региона // Транспортная стратегия – XXI век. 2014. № 26. С. 12–13.
  2. Семенова Е.А. О развитии региональной авиации в России. URL: https://riss.ru/analitycs/3550/
  3. Волосов Е.Н. Региональная авиация Сибири и Дальнего Востока: проблемы и перспективы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 4. С. 60–68.
  4. Корчагина Е.В., Кузнецов В.Н. Состояние и перспективы развития региональной авиации в РФ // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С. 154–158.
  5. Морозова В.Ю. Авиация и железные дороги в региональном сообщении // Вестник транспорта. 2009. № 6. С. 25–26.
  6. Антошин В., Мельник П. Мировой рынок гражданских самолетов // Авиапанорама. 2009. № 5. С. 37–39; № 6. С. 30–32; 2010. № 1. С. 38–39; № 2. С. 36–37.
  7. Соболев Л.Б. Большая миссия малой авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3. С. 4–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshaya-missiya-maloy-aviatsii
  8. Макиенко К.В. Российский авиапром: итоги реформ и перспективы развития. URL: http://obsfr.ru/uploads/media/Makienko_Policy_paperRU_bez_otstupa.pdf
  9. Меркульева А.И., Немчинов О.А. Определение функциональной зависимости регионального пассажиропотока воздушного транспорта от влияющих факторов // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2016. № 7. С. 40–45.
  10. Грек К.К. Рынок деловой авиации: мировой опыт и российская действительность // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 12. С. 63–72.
  11. Горбачев В.И. Аэропорты России нуждаются в целенаправленной государственной политике // Транспорт Российской Федерации. 2017. № 4. С. 9–11.
  12. Железная И.П. К вопросу о развитии региональной авиации в Российской Федерации // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 205. С. 137–140.
  13. Лебедев Ф.Л. Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок в России // Молодой ученый. 2016. № 13. С. 63–66.
  14. Низаметдинов Р.Р. Роль государства и формы государственной поддержки развития малой и региональной авиации РФ // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 202. С. 49–52.
  15. Тиханичева Е.О. Экономика импортозамещения: аспекты в производстве региональной авиации России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6. С. 101–104. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11613

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 7, июль 2018

Другие номера журнала