+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Пространственно-временной анализ факторов, определяющих динамику потребления населением платных услуг (на примере федеральных округов Российской Федерации)

Купить электронную версию статьи

т. 23, вып. 1, январь 2024

Получена: 11.12.2023

Получена в доработанном виде: 29.12.2023

Одобрена: 13.01.2024

Доступна онлайн: 30.01.2024

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Коды JEL: C23

Страницы: 171–187

https://doi.org/10.24891/ea.23.1.171

Аксянова А.В. доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бизнес-статистики и экономики, Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Казань, Российская Федерация 
Axyanova.Anna@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-6615-6353
SPIN-код: 2729-5885

Гадельшина Г.А. кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-статистики и экономики, Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Казань, Российская Федерация 
g89033074443@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-0837-6702
SPIN-код: 1851-0946

Предмет. Выявление и количественная оценка влияния экономических и социальных факторов на потребление платных услуг населением на мезоуровне.
Цели. Выявить и проанализировать дифференциацию влияния макроэкономических факторов на индекс физического объема потребления платных услуг населением.
Методология. Использован эконометрический подход для анализа данных официальной статистики. С помощью моделей панельных данных проанализировано наличие индивидуальных эффектов и характера связей между факторами по федеральным округам.
Результаты. Проанализирована динамика показателей потребления платных услуг населением. Эпидемия COVID-19 серьезно снизила реальные объемы потребления платных услуг в 2020 г., но уже в следующем году показатель объема потребления платных услуг на душу населения практически вернулся к доковидному тренду. В 2022 г. в условиях санкционного давления и других экономических шоков реальное потребление платных услуг увеличилось на 5%. При проведении эконометрических расчетов в качестве факторов, имеющих влияние на индекс физического объема платных услуг, выбраны индекс промышленного производства, уровень безработицы, реальные денежные доходы и индекс потребительских цен. На основе моделей фиксированных, случайных эффектов и модели пула исследованы различия в потреблении платных услуг населением по федеральным округам.
Выводы. В ходе построения эконометрических моделей не доказано влияние реальных денежных доходов на индекс физического объема потребления платных услуг населением. Анализ спецификаций моделей панельных данных позволил сделать вывод, что выбранные для исследования факторы имеют схожее влияние во всех федеральных округах. С ростом индекса промышленного производства и индекса потребительских цен индекс физического объема платных услуг увеличивается, а прирост уровня безработицы оказывает обратное влияние на потребление платных услуг.

Ключевые слова: физический объем потребления платных услуг населением, модели панельных данных

Список литературы:

  1. Айзинова И.М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. С. 112–139. URL: Link
  2. Зубарева Н.Н. Динамика, факторы и тенденции формирования, функционирования и развития национального рынка платных услуг населению // Практический маркетинг. 2022. № 7. С. 28–33. URL: Link
  3. Бармина К.В. Алгоритм обеспечения инновационного развития сферы услуг // Управление устойчивым развитием. 2021. № 2. С. 8–13. URL: Link
  4. Абрамова Н.В. Влияние пандемии на малый бизнес и на социально-экономическую ситуацию в регионах России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 1-2. С. 112–117. URL: Link
  5. Ахмерова А.М. Влияние кризиса пандемии COVID-19 на поведение фирм и потребителей // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 87. URL: Link
  6. Хузиева Э.Ф. Цены и тарифы на товары и услуги: оценка населением произошедших изменений // Управление устойчивым развитием. 2019. № 4. С. 84–89. URL: Link
  7. Толстых И.В., Доренская И.Н., Еськова Н.А. и др. Региональные рынки платных услуг в условиях структурного экономического кризиса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 3. С. 158–164. URL: Link
  8. Евменов А.Д., Благова И.Ю. Платные услуги в сфере культуры Российской Федерации: объем рынка, динамика и основные факторы спроса // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 6–17. URL: Link
  9. Тетушкин В.А. Маркетинговый анализ рынка платных услуг населению в условиях экономического кризиса в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 6. С. 614–630. URL: Link
  10. Шокин Я.В., Константинова Е.В. Анализ ценовых и неценовых факторов потребительского поведения на рынке образовательных услуг // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 14–24. URL: Link
  11. Белехова Г.В., Россошанский А.И. Оценка факторов финансового поведения населения: опыт применения регрессионного анализа по панельным данным // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 5. С. 198–213. URL: Link
  12. Салимова Г.А. Моделирование уровня жизни населения регионов на основе анализа панельных данных // Российский электронный научный журнал. 2023. № 1. URL: Link#
  13. Бадыкова И.Р. Финансовая результативность стейкхолдерской политики в условиях экономической нестабильности: эмпирический анализ по панельным данным // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. Вып. 4. С. 764–779. URL: Link
  14. Молотникова А.А., Звонкова Д.В. Использование панельных данных для анализа криминогенной обстановки в федеральных округах России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 1. С. 92–103. URL: Link
  15. Морозова Т.В., Белая Р.В., Козырева Г.Б. Дифференциация потребительского поведения населения Карелии на рынке платных социально значимых услуг // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 2. С. 52–65. URL: Link
  16. Елисеева А.А., Дворядкина Е.Б. Тенденции и драйверы развития локальных рынков бытовых услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. № 2. С. 316–334. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала