+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»

3(36) - 2005 февраль

 МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

Стратегический анализ и моделирование развития организации с использованием информационной системы сегментарного учета

Ендовицкий Д.А.,
Соколов А.А.

Моделирование - это построение ситуаций, имитирующих реальные события в целях проведения соответствующего эксперимента. В системе сегментарного учета и отчетности можно говорить о моделировании как о процессе построения модели деятельности одного или нескольких сегментов для оценки влияния определенных внешних и внутренних факторов на состояние, результаты деятельности и стратегию развития отдельных сегментов и организации в целом. Дело в том, что результат деятельности организации не является суммой деятельности всех ее сегментов. Эффект синергии зачастую определяет мультифакторные изменения во всей организации вследствие, например, незначительного изменения в результатах деятельности одного сегмента. И наоборот, неудачи в работе одного крупного сегмента могут при умелом управлении быть мало ощутимыми для компании в целом.

Зачастую моделируемые процессы настолько сложны, что их невозможно формализовать до той степени, чтобы разложить на язык математики. Поэтому качественные и количественные методы прогнозирования необходимо использовать в совокупности - только тогда они могут дать ощутимый результат. Это является подтверждением того, что в настоящее время для осуществления процесса управления необходимо создание такой информационной учетной системы, которая бы совмещала в себе как формализованные, так и неформализованные методы сбора, обработки и анализа информации.


Долгосрочное прогнозирование цен и спроса на промышленное сырье на мировом рынке

Поляков В.В.

Долгосрочное прогнозирование рынка, представляя собой прежде всего базу стратегического экономического планирования, объектом своего исследования имеет самые общие, усредненные, а следовательно относительно устойчивые на протяжении всего многолетнего предшествующего (базового) и прогнозируемого периодов тенденции (тренды). К числу важнейших факторов, которые следует в первую очередь учитывать при разработке долгосрочных прогнозов мирового рынка, относятся наиболее значимые постоянно действующие нециклические факторы, в их числе: научно-технический прогресс, обеднение и истощение природных ресурсов, демографический и инфляционный факторы. Что же касается колебаний, обусловленных воздействием, например, фактора среднесрочного циклического воспроизводства, а тем более факторов временных и случайных, включая спекулятивные, то они в данном случае в расчет вообще не должны приниматься, хотя их присутствие на рынке и будет ощущаться в каждый конкретный момент времени.

Чрезвычайно важно так же, что в долгосрочном прогнозе в отличие от краткосрочного и в значительной мере среднесрочного резко меняется соотношение разновидностей предсказательного и предуказательного типов представлений о будущем, как это трактует известный российский ученый в области прогностики, президент Академии прогнозирования (исследований будущего) проф. И.В. Бестужев-Лада. В данном случае это соотношение складывается явно в пользу второго, т.е. к переходу попыток от простого предвидения и описания будущего и путей его формирования к активному конструированию этого будущего и средств необходимых для его достижения в соответствии с определенными интересами, потребностями и объективными ограничениями.

Долгосрочный прогноз рынка должен всегда носить комплексный характер и рассматриваться как система взаимосвязанных альтернативных прогнозов. Основой структуризации такого рода комплексной системы может являться построение соответствующего "дерева проблем", а множество вариантов достижения той или иной конечной цели может быть представлено в виде разветвленного прогнозного графа, иллюстрирующего основные этапы решения поставленной задачи в сочетании с прогнозными оценками необходимых ресурсов и времени.

(Окончание следует)

 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

К оценке экономической эффективности инноваций разных типов

Бухонова С.М.,
Дорошенко Ю.А.

Инновации принято разделять на четыре типа: продуктовые, технико-технологические, организационно-управленческие и социальные.

Материалы исследований, проведенных авторами статьи на данную тему, позволяют сделать следующие выводы:

а) об относительном многообразии эффектов, на которые может рассчитывать организация-новатор;

б) о невозможности применения единого подхода к определению эффективности инноваций разных типов;

в) о недостаточной разработанности проблемы стоимостной оценки эффектов организационно-управленческих и социальных инноваций.

Авторы полагают, что весьма перспективными направлениями решения обозначенной проблемы являются, во-первых, расчет экономии трансакционных издержек, во-вторых, использование методологии оценки и управления стоимостью компании, в частности ее интеллектуальным капиталом.

(Окончание следует)

 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Малые предприятия как важнейший фактор роста инвестиционного потенциала национальной экономики в условиях глобализации

Воронов А.А.,
Овчаренко Н.А.

Проведя исследование указанной проблемы, авторы делают следующий вывод: малые предприятия , выбравшие видом своей деятельности торговлю, промышленность или строительство наиболее привлекательны для инвесторов, чем фирмы, работающие в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение и др.

 ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экономика технологических систем активной части основных фондов предприятия

Шичков А.Н.

Производственный процесс изготовления продукции реализуется в активной части основных фондов. Поэтому экономика производственной деятельности предприятия определяется главным образом подбором и настройкой технологических машин в технологическую систему.

Математический аппарат, разработанный автором настоящей статьи, позволяет формировать инвестиционные проекты, направленные на повышение экономической эффективности технологических систем.

 БЕНЧМАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ

Механизм бенчмаркетингового анализа торгового предприятия

Пестрякова Т.П.,
Андрющенко А.

Современный менеджмент рассматривает бенчмаркинг как систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и повторение лучших параметров ведения бизнеса.

В основе бенчмаркингового менеджмента лежит анализ конкуренции (превосходства), ориентированный на кооперацию и обмен информацией между подразделениями фирмы (внутрифирменная конкуренция) и между предприятиями (внутриотраслевая конкуренция). Тем самым в понятие конкурентной борьбы включается новый составляющий элемент - взаимодействие, позволяющее повысить собственный результат деятельности, опираясь на уже достигнутые конкурентами результаты. Бенчмаркинговый анализ, изучая модели поведения предприятий-конкурентов, позволяет понять причины различий между ними и наметить пути их преодоления.

 ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка платежеспособности предприятия: проблема эффективности критериев

Гончаров А.И.

По мнению автора, использование многих из перечисленных в статье показателей при финансовом анализе позволяет получить оценку платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности организации. Вместе с тем ни общие правила, ни специальные нормативы, ни эмпирические подходы не дают методики вычисления конкретного финансового критерия - когда наступит неплатежеспособность и когда следует начинать финансовое оздоровление хозяйствующего субъекта, чтобы предупредить его банкротство.


Обоснование возможности восстановления платежеспособности предприятия в рамках процедуры несостоятельности

Четверкина А.Г.

Эффективный механизм регулирования несостоятельности, по мнению автора статья, должен основываться на разумном балансе между созданием максимальных условий для сохранения действующих организаций и степенью ущемления прав кредиторов. Исходя из высказанных соображений, становятся понятными две возможные направленности законодательства о несостоятельности:

1) ликвидационная направленность;

2) реабилитационная направленность.

 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Методика финансового анализа предприятия

Шишкоедова Н.Н.

В условиях современной рыночной экономики, предполагающей высокую степень финансово-хозяйственной самостоятельности хозяйствующих субъектов, острую конкурентную борьбу на товарных и финансовых рынках, необходимость принимать стратегические и оперативные управленческие решения при наличии неопределенности и риска, большое значение приобретает эффективное управление финансовой деятельностью предприятий.

Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, по мнению автора, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью, приводящим к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, любому предприятию в условиях рыночной экономики необходимо построить эффективную систему финансового менеджмента.

В мировой и отечественной практике финансового анализа и управления разработаны различные методы и модели, позволяющие оценить и скорректировать эффективность деятельности предприятий.

(Продолжение следует)

 САМОДИАГНОСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Анализ качества менеджмента на основе самооценки

Щукин О.С.

В условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов предприятия, приобретает все большее значение. Сегодня конкурентные преимущества практически невозможно сохранить за счет эффективного финансового менеджмента и инвестиций в физические активы. Способность организации мобилизовать и использовать свои нематериальные активы, стала более значимым фактором. Поэтому менеджмент начинает испытывать огромную потребность в информации нефинансового характера. Но, как показывают результаты исследований, около 50% организаций строят системы оценки эффективности, базируясь исключительно на финансовых показателях, неся при этом огромные потери. Большинство систем оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности базируются на годовом бюджете и оперативном плане организации. Нефинансовые показатели, такие как преданность потребителей, способность предприятия удерживать и повышать их удовлетворенность, лидирующую роль руководства в развитии организации, стабильность и эффективность бизнес-процессов, квалифицированный и удовлетворенный персонал, имеют огромное значение в настоящее время и оказывают решающее влияние на капитализацию компании.

Самооценка менеджмента организации позволяет измерить то, что не измеряет финансовый менеджмент и бухгалтерский учет. Самооценка дает высшему руководству совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании, ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития, возможность развить качественный менеджмент. Именно качественный менеджмент становиться главным конкурентным преимуществом организации в настоящее время.

 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Критерии оценки текущих обязательств и способы оптимизации их величины в целях эффективного управления финансовыми ресурсами

Куликова Н.Н.

Предприятие создается на основе взаимоотношений с контрагентами. Взаимоотношения образуются путем заключения обязательств. Обязательства весьма важны для предприятия, поскольку с их помощью происходит обмен экономическими ценностями. Они являются центром, вокруг которого строятся деловые операции. Обязательства определяют реальное положение организации и ситуационные рамки, в которых она может функционировать. Следовательно, система обязательств предприятия определяет ее потенциал. В любой момент времени одна группа обязательств обусловлена кредиторами, другая группа обязательств определяется типом бизнеса, третья группа связана с производственным процессом, четвертая - с процессом реализации продукции (товаров, услуг).

Автор статьи дает собственную трактовку критериям оценки текущих обязательств организации.

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала