«Дайджест-Финансы»
 

Диверсификация аэрокосмических корпораций

Журнал «Дайджест-Финансы»
т. 20, вып. 2, июнь 2015

Доступна онлайн: 04.06.2015

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Страницы: 21-32

Соболев Л.Б. доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) sobolevLB@yandex.ru

Куприн И.Л. кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) tenoz@mail.ru

В статье проведен сравнительный анализ диверсификационных процессов в аэрокосмических корпорациях стран Евросоюза и России. Показано, что корпорации ЕС, как правило, специализируются в одном из секторов гражданского авиастроения (основной бизнес), имеют подразделение боевой авиации и еще один высокотехнологичный бизнес. Подобная структура обеспечивает устойчивость этих корпораций на высококонкурентном авиационном рынке, рост производительности труда и стоимости акций. При этом правительства европейских государств, несмотря на наличие сильных американских соперников на этой площадке, поддерживают конкуренцию, в первую очередь в секторе боевой авиации, обеспечивая экономию бюджетных ресурсов своих стран. Предлагается использовать этот опыт при структурных преобразованиях ОАО "Объединенная авиационная корпорация". Цель исследования - повышение экономической эффективности деятельности корпорации. Проведен сравнительный анализ деятельности ведущих корпораций Евросоюза и России, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Анализ показал, что западные аэрокосмические корпорации благодаря конкуренции и продуманной диверсификации своих бизнесов обеспечивают стабильный рост экономических показателей (суммарная выручка, биржевая стоимость акций, модернизация продукции). Сделан вывод о том, что в условиях усиления конкуренции в мировом авиастроении необходимо отказаться от монополизации производства авиационной техники в России, сохранить внутреннюю конкуренцию, более продуманно подходить к проблеме диверсификации авиационных холдингов, повысить прозрачность авиационного бизнеса. Сравнивая ОАО "Объединенная авиационная корпорация" с европейскими аэрокосмическими корпорациями, становится очевидным, что отечественная корпорация выполнила функцию собирателя авиационных активов и в ее современном виде российского монополиста вряд ли станет конкурентоспособной на мировых авиационных рынках в ближайшее десятилетие. Авторы предлагают вместо монополиста создать 2-3 конкурирующие компании, основным бизнесом которых должно быть производство гражданских воздушных судов, пользующихся спросом на внутреннем рынке, дополненное бизнес-единицей боевой авиации и, по возможности, еще одним высокодоходным бизнесом.

Ключевые слова: диверсификация, аэрокосмическая корпорация, реструктуризация, биржевая стоимость акций, Объединенная авиационная корпорация, сетевое предприятие

Список литературы:

  1. Алексей Федоров – о новой структуре ОАК. URL: http://www.rulit.me/books/vzlyot-2009-10-read-230228-8.html.
  2. Глава ОАК: Наиболее реалистичные сроки выхода холдинга на IPO – 2016–2020 гг. URL: http://quote.rbc.ru/shares/ipo/news/2013/03/04/33897576.html.
  3. Зайко А. Наполовину мирная компания. URL: http://expert.ru/expert/2011/39/napolovinu-mirnaya-kompaniya/.
  4. Колобков C. Русский EADS не вышел. URL: http://rbcdaily.ru/industry/562949979040958.
  5. Кондратьев В. Российское авиастроение. По ком звонит колокол? URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=104367.
  6. Панченко А. Главное – не зарабатывать новых долгов. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1605500.
  7. Российская авиационная отрасль: переломный момент. URL: http://aviapanorama.ru/wp-content/2013/08.
  8. Неудаченко Б. Какой быть аэрокосмической корпорации. URL: http://aviapanorama.su/1997/11/.
  9. Соболев Л.Б. Задачи авиационного менеджмента. URL: http://www.beintrend.ru/2011-08-18-11-31-49.
  10. Соболев Л.Б. Сетевая форма организации бизнеса в авиационных корпорациях. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=29685.
  11. Соболев Л.Б., Давыдов А.Д. Отечественный авиапром нуждается в реформировании // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 28. С. 2–6.
  12. Соболев Л.Б., Куприн И.Л. Повышение эффективности государственных корпораций военно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35. С. 19–26.
  13. Совет директоров утвердил денежную оценку имущества в целях проведения дополнительной эмиссии акций ОАО «ОАК». URL: http://www.uacrussia.ru/ru/investors/index.php?id4=382.
  14. Сонин Г., Серков Д. Эй, подвозчик. URL: http://www.itogi.ru/russia/2010/50/159725.html.
  15. «Сухой» и «Иркут» назначены центрами консолидации основных подразделений. URL: http://www.promweekly.ru/2009-42-5.php.
  16. Толкачев С. Новый облик отечественной авиационной промышленности. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/178599.
  17. BAE Systems Annual Report 2012. URL: http://www.annualreport08.baesystems.com/.
  18. EADS Annual Report 2012. URL: http://urlid.ru/c928.
  19. Embraer: Brazilian military industry becoming a global arms merchant? URL: http://www.coha.org/embraer-brazilian-military-industry-becoming-a-global-arms-merchant/.
  20. Strategy. Interview with Eric Trappier, Chairman and CEO of Dassault Aviation. URL: http://www.dassault-aviation.com/en/dassault-aviation/group/strategy/.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9438 (Online)
ISSN 2073-8005 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 3, сентябрь 2017

Другие номера журнала