«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Задержки реализации инвестиционных проектов развития производственного потенциала предприятий авиационной промышленности

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»
т. 8, вып. 8, февраль 2015

Доступна онлайн: 26.02.2015

Рубрика: Инновации и инвестиции

Страницы: 13-26

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук 
vlad_klochkov@mail.ru

Вдовенков В.А. аспирант кафедры систем управления экономическими объектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 
777BBA@mail.ru

Важнейшей проблемой развития российской авиационной промышленности стали задержки реализации инвестиционных проектов технического перевооружения предприятий, создания современных производственных мощностей. В результате сдвигаются сроки поставки востребованной продукции, отрасль теряет конкурентные позиции на рынках и несет прямые экономические потери вследствие использования устаревших технологий. В статье предложен простой метод оценки этих потерь в зависимости от длительности задержки и технологических параметров производства. Он позволяет оценить, какой прирост объема инвестиций был бы оправдан, если бы он позволял не допустить задержки реализации инвестиционного проекта. Метод опирается исключительно на измеримые показатели, которые можно найти в общедоступной статистике. Показано, что уточнение параметров инвестиционного проекта, требующее задержки его реализации на год, может быть не оправдано экономически, если только оно не позволяет снизить потребный объем инвестиций на 20-30%. Этот вывод целесообразно принимать во внимание при организации финансирования развития предприятий авиационной промышленности. Внедрение прогрессивных технологий в отрасли повышает рентабельность производства, возможно также и объемы продаж, и увеличивает самоинвестиционный потенциал предприятий. Соответственно, чем больше задержки в реализации инвестиционных проектов, тем меньше объем собственных средств, на которые отрасль может рассчитывать при техническом перевооружении предприятий. Эта положительная обратная связь также учитывается в предложенных моделях. Систематизированы институциональные и организационные факторы, вызывающие существенные задержки реализации инвестиционных проектов в отрасли. Такие факторы действуют и на уровне самих предприятий и интегрированных структур и на уровне отрасли в целом. Необходимость форсированного (или, по крайней мере, своевременного) развития производственного потенциала российской авиационной промышленности и освоения производства новой продукции требует внесения изменений в процедуры принятия решений о выделении средств, контроля за их эффективным и целевым расходованием.

Ключевые слова: авиационная промышленность, производственный потенциал, инвестиционные проекты, эффективность, потери, задержки, оценка

Список литературы:

  1. Авиация: энциклопедия / гл. ред. Г.П. Свищёв. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 736 с.
  2. Асаул А.Н., Старинский В.Н., Бездудная А.Г., Ерофеев П.Ю. Оценка машин, оборудования и транспортных средств: учеб.-методич. пособие / под общ. ред. проф. А.Н. Асаула. СПб: Гуманистика, 2007. 296 с.
  3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Дело, 2004. 888 с.
  4. Голенищев А. Руководителей предприятий, срывающих оборонзаказ, дисквалифицируют // Известия, 2014. 08 апреля.
  5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/avia2013-2025.
  6. Дубинин Е. Анализ рисков инвестиционного проекта // Финансовый директор. 2003. № 11.
  7. Иванов Ю.Н., Сотникова Р.А., Симунек В. Оптимальная кредитная политика предприятия и банка // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 4. С. 19–38.
  8. Казаков А. Головная боль «оборонщиков» // Военно-промышленный курьер. 2012. № 1. C. 10–11.
  9. Кантор Е.Л., Гинзбург А.И., Кантор В.Е. Основные фонды промышленных предприятий: учеб. пособие. СПб: Питер, 2002. 229 с.
  10. Клочков В.В., Вдовенков В.А., Критская С.С. Анализ эффективности и оптимизация уровня мощностей опытного производства в наукоемкой промышленности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 42. С. 2–14.
  11. Клочков В.В., Критская С.С. Анализ влияния темпов освоения производства новой техники на ее конкурентоспособность // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 4 (307). С. 11–22.
  12. Мокроусова И., Никольский А. Авиакомпании увеличивают парк SSJ-100 // Ведомости, 2004. 13 февраля.
  13. ОАК в 2014 году поставила заказчикам более 160 самолетов. URL: http://vpk-news.ru/news/23386.
  14. Русанова А.Л., Клочков В.В. Анализ эффективности российской практики финансирования инновационных проектов в наукоемкой промышленности (на примере авиастроения) // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5. С. 57–61.
  15. Степанов И.С. Экономика строительства: учебник / 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2007. 620 с
  16. Счетная палата проверила использование средств, выделенных в целях развития гражданской авиации. URL: http://www.aex.ru/news/2011/12/14/91104.
  17. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/employer/avia.
  18. Aircraft Engine and Engine Parts Manufacturing: 1997; 2002, 2007 / In: 1997, 2002, 2007 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 1999, 2004, 2009.
  19. Aircraft Manufacturing / In: Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 1999, 2004, 2009.
  20. Other Aircraft Parts and Auxiliary Equipment Manufacturing: 1997, 2002, 2007 / In: 1997, 2002, 2007 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 1999, 2004, 2009.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 11, вып. 3, сентябрь 2018

Другие номера журнала