+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Новые тенденции в образовательном кредитовании в России и возможные перспективы его развития

т. 8, вып. 32, август 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 30.04.2015

Получена в доработанном виде: 15.07.2015

Одобрена: 20.07.2015

Доступна онлайн: 06.09.2015

Рубрика: Экономическая политика

Страницы: 42-50

Диденко Д.В. кандидат исторических наук, аналитик I категории, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Москва, Российская Федерация 
ddidenko@bloomberg.net

Предмет. В статье рассматриваются рыночные тенденции образовательного кредитования в России в последние годы и государственная политика стимулирования его развития как перспективного направления повышения доступности качественных образовательных услуг.
     Цели. Целью исследования является определение новых тенденций в развитии образовательного кредитования в России после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. (прежде всего институциональных инноваций со стороны государства) в контексте зарубежной практики, оценка на этой основе перспектив развития образовательного кредитования со стороны финансовых институтов, а также предложение возможных финансовых инструментов.
     Методология. Методологической основой работы служат экономические теории человеческого капитала и институциональная теория. Анализ российской практики образовательного кредитования проводится путем отбора заслуживающих доверия экспертных оценок и их интерпретации. Анализ содержания законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов Правительства РФ по данным вопросам проводится с точки зрения развития правовой базы как процесса институциональных инноваций. Анализ зарубежного опыта в этой области проводится на материале экономически развитых стран (прежде всего США). Применены общенаучные методы анализа (логический, нормативный, дедукция и индукция, абстракция, аналогия, экспертная оценка).
     Результаты. С одной стороны, установлены скромные масштабы образовательного кредитования в России, с другой - идентифицированы позитивные тенденции формирования соответствующих институтов со стороны государства. Разработаны рекомендации по возможному использованию в России соответствующего опыта экономически развитых стран, определены эффективные пути преодоления имеющихся препятствий.
     Выводы. Широкое развитие целевого кредитования на образовательные цели является радикальной и в то же время рыночной мерой расширения доступности качественных образовательных услуг в условиях характерного для России массового социального запроса на получение высшего образования. Предлагаемые меры по развитию системы образовательного кредитования учитывают интересы не только поставщиков и потребителей образовательных услуг, но также финансовых институтов - посредников и инвесторов в человеческий капитал.

Ключевые слова: человеческий капитал, непрерывное образование, финансирование, кредит, секьюритизация

Список литературы:

  1. Абанкина И.В., Домненко Б.И., Левшина Т.Л., Осовецкая Н.Я. Перспективы образовательного кредитования в России // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 64–88.
  2. Солянникова С.П. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации // Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования / под ред. Т.В. Абанкиной, Б.Л. Рудника. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. С. 170–178.
  3. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения // Финансы и бизнес. 2010. № 1. С. 142–160.
  4. Бэр Х.П. Секьюритизация активов: секьюритизация финансовых активов – инновационная техника финансирования банков. М.: Волтерс Клувер, 2006. 624 с.
  5. Диденко Д.В. Зарубежный опыт применения финансовых инструментов для стимулирования системы образования // Деньги и кредит. 2014. № 4. С. 67–73.
  6. Диденко Д.В. Создание и развитие системы образовательного кредитования в России: возможности секьюритизации // Банковское дело. 2009. № 12. С. 49–53.
  7. Simmons C.W. Student Loans for Higher Education. California Research Bureau, California State Library. January 2008. Sacramento (CA). URL: Link.
  8. Озерова О.К., Бородина Д.Р. Проблемы развития дополнительного профессионального образования. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 40 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 1, март 2024

Другие номера журнала