«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Модель формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»
т. 8, вып. 46, декабрь 2015

Получена: 12.11.2015

Одобрена: 25.11.2015

Доступна онлайн: 15.12.2015

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

Страницы: 2-11

Гукова А.В. доктор экономических наук, директор института дополнительного образования, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация gukova@volsu.ru

Дорждеев А.В. доктор экономических наук, заместитель губернатора Волгоградской области, Волгоград, Российская Федерация post@volgafin.ru

Кизатова Н.А. соискатель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация kizatova-nadya@yandex.ru

Лосев А.Г. доктор физико-математических наук, директор института математики и информационных технологий, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация allosev59@gmail.com

Лосева Н.В. кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Волжский, Волгоградская область, Российская Федерация loseva-nat@yandex.ru

Предмет. Начавшийся в 2012 г. переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ потребовал создания новых методик экономического анализа и алгоритмов финансового управления образовательной организацией. В частности, одним из важнейших вопросов является создание методики формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава, а также методики финансового обеспечения реализации индивидуальных и эффективных контрактов научно-педагогических работников образовательных учреждений.
     Цели. Разработка финансово-математической модели определения доли норматива финансирования, направляемого образовательной организацией в фонд оплаты труда, создание на ее основе методики распределения полученного фонда оплаты труда преподавателей между структурными подразделениями вуза, осуществляющими учебную деятельность.
     Методология. С помощью методов финансового и системного анализа, а также моделирования сложных систем предложена модель формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов.
     Результаты. Основным результатом исследования является дескриптивно-оптимизационная модель и соответствующая методика формирования фонда оплаты труда в образовательных организациях, а также методика распределения фонда оплаты труда между кафедрами. Кроме того, построенная модель служит основой финансового обеспечения индивидуальных и эффективных контрактов научно-педагогических работников различных образовательных учреждений.
     Выводы. Представленная модель формирования фонда оплаты труда решает проблему непрозрачности и неадекватности определения доли норматива финансирования, направляемого в фонд оплаты труда, проблему бесконфликтного распределения сформированного фонда оплаты труда и увеличивает эффективность финансового управления образовательными организациями.

Ключевые слова: нормативно-подушевое финансирование, доля, норматив, вуз

Список литературы:

  1. Тараканов В.В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: от трансформации к модернизации. Волгоград: ВолГУ, 2009. 334 с.
  2. Тараканов В.В. Модернизация финансовой политики университетов Европы в конце XX начале XXI века // Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология. 2012. № 1. С. 29–38.
  3. Тараканов В.В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования // Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология. 2009. № 2. С. 180–187.
  4. Солянникова С.П. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 47–66.
  5. Халин В.Г. Финансирование российской высшей школы: состояние и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2011. № 1. С. 47–53.
  6. Климов А.А. Нормативно-подушевое финансирование вузов // Экономика образования. 2007. № 3. С. 22–27.
  7. Каверн И.В. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования // Советник в сфере образования. 2014. № 2. С. 18–23.
  8. Розина Н.М., Зуев В.М. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии // Вестник Финансового университета. 2015. № 3. С. 122–135.
  9. Боровская М.А., Ястребова О.К., Цветкова А.В., Михалькова Е.Е. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 3–14.
  10. Пещанская И.В., Хоминич И.П. Риск неэффективного использования бюджетных средств в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование и усиления финансовой самостоятельности вузов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 9. С. 14–22.
  11. Халин В.Г. Вопросы бюджетного финансирования оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов Российской федерации // Экономические науки. 2006. № 18. С. 89–96.
  12. Халин В.Г. Финансовое обеспечение государственных образовательных услуг в российской высшей школе в условиях инновационной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2012. № 4. С. 94–114.
  13. Сизова Т.В., Сизова Д.А., Тархова Л.С. Риски перехода вузов на унифицированную модель нормативно-подушевого финансирования // Новый университет. Сер. Экономика и право. 2013. № 9. С. 39–42.
  14. Ломоносов А.В., Ломоносова О.Э. Совершенствование методов расчета численности профессорско-преподавательского состава вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 5. С. 43–51.
  15. Гераскин Н.И., Зайцев К.С., Крючков Э.Ф. Совершенствование норматива соотношения профессорско-преподавательского состава и студентов в федеральных и национальных исследовательских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 39–44.
  16. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Гапоненко Н.В. Анализ норм труда профессорско-преподавательского состава вуза // Ректор вуза. 2013. № 4. С. 54–61.
  17. Гребнев Л.С. Кредит-часы, зачетные единицы и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 21–31.
  18. Korolkov S.A., Losev A.G., Reshetnikova I.M., Tarakanov V.V. Budgeting model of structural units based on normative per capita funding // European researcher. 2014. № 3-1. С. 498–508. URL: http://www.erjournal.ru/journals_n/1396253356.pdf.
  19. Корольков С.А., Лосев А.Г., Решетникова И.М. Модель оптимального планирования штата профессорско-преподавательского состава кафедр вуза // Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология. 2013. № 1. С. 149–154.
  20. Корольков С.А., Решетникова И.М., Тараканов В.В. Модель проведения финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ // Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология. 2014. № 5. С. 99–107.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 10, вып. 11, ноябрь 2017

Другие номера журнала