+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Конкурентоспособность торговых сетей на российском рынке розничной торговли продовольствием в условиях экономического спада

т. 9, вып. 48, декабрь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 08.09.2016

Получена в доработанном виде: 02.10.2016

Одобрена: 17.10.2016

Доступна онлайн: 25.12.2016

Рубрика: МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Страницы: 50-62

Сигарев А.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация 
alexsigarev@mail.ru

Косов М.Е. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация 
kosovme@mail.ru

Предмет. За последние 15 лет в России происходит переход от независимых магазинов к сетевым структурам, так как сетевая организация оказывается более конкурентоспособной за счет проведения единой закупочной политики, экономии на масштабе, более грамотной логистики, наличия собственных распределительных центров, большей узнаваемости бренда и т.д. Потребители получают более высокую степень удовлетворенности, низкие цены, возможность приобретения разных категорий товаров в одном магазине, использования систем лояльности, знают, чего ожидать от бренда (соотношение «цена – качество») и пр. Однако увеличение рыночной власти торговых сетей зачастую рассматривается как угроза для свободного рынка и конкуренции. В работе предпринята попытка оценить степень концентрации на российском продовольственном розничном рынке в условиях экономического спада, сделать вывод о конкурентоспособности таких форм организации бизнеса как торговые сети.
Цели. Проверка гипотезы исследования о том, что в условиях спада российской экономики происходит уход части игроков с рынка розничной торговли продовольствием, что увеличивает концентрацию на рынке, при этом увеличивается рыночная власть торговых сетей, которые обладают большей конкурентоспособностью.
Методология. Для проверки гипотезы исследования произведен анализ статистических данных.
Результаты. Проанализированы показатели по РФ: распределение оборота розничной торговли по формам; доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли; данные об объеме продаж основных продовольственных ритейлеров. Рассчитаны показатели концентрации, выделена роль слияний и поглощений на розничном рынке продовольствия как фактора увеличения концентрации, отмечен уход игроков с рынка.
Выводы и значимость. По результатам исследования выделены две тенденции: увеличивается доля торговых сетей на розничном рынке продовольствия; увеличивается уровень концентрации на той части рынка, которая принадлежит розничным сетям. Сделан вывод о том, что гипотеза исследования подтверждается.

Ключевые слова: торговая сеть, розничная торговля, конкурентоспособность, конкуренция, концентрация

Список литературы:

  1. Авдашева С.Б., Хомик О.С., Храмова Т.М. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 3–38.
  2. Даугавет Д. Рыночная власть торговых сетей: что изменил закон о торговле // Экономическая политика. 2011. № 4. С. 80–95.
  3. Котельникова З.В., Радаев В.В., Третьяк О.А., Шерешева М.Ю. и др. Стратегии развития розничных сетей в России // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 155–165. URL: Link.
  4. Радаев В.В. Что изменил закон о торговле: количественный анализ // Экономическая политика. 2012. № 1. С. 118–140.
  5. Курдин А.А., Шаститко А.Е. Применение экономического анализа в антимонопольных разбирательствах: эмпирическое исследование // Экономическая политика. 2013. № 4. С. 91–111.
  6. Маркин М. Как обосновывалось государственное регулирование розничной торговли: эмпирический анализ аргументации // Экономическая политика. 2012. № 4. С. 147–162.
  7. Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Проблемы правового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. 2013. № 5. С. 107–114.
  8. Салихова Р.Р. Влияние государственной политики на формирование конкурентоспособности розничной торговли в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 92–101. doi: 10.21202/1993-047X.09.2015.2.92-101
  9. Косов М.Е. Нелинейность и внесистемность развития экономических отношений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 54–63.
  10. Дубовик М.В. Кластеры как эффективное решение проблемы неравномерности регионального развития // Вестник экономической интеграции. 2009. № 11-12. С. 117–122.
  11. Мотылев С.С. Рынок торговой недвижимости: концептуальные особенности развития инфраструктуры розничной торговли в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2014. № 3. С. 90–95.
  12. Бондаренко Н.Е., Казаринова Е.Б. Продовольственная безопасность страны как критерий стабильности экономики // Экономический Нобелевский вестник. 2013. № 1. С. 30–34.
  13. Устюжанина Е.В. Формы интеграции бизнеса: взгляд с позиции институциональной теории // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 2. С. 34–45.
  14. Серебренникова Е.С. Тенденции развития розничной торговли на региональном рынке // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. С. 148–153.
  15. Комарова И.П. Проблемы устойчивой конкурентоспособности компаний компьютерной индустрии // Инновации и инвестиции. 2016. № 8. С. 65–75.
  16. Орлов А.П. Понятие и аспекты потребительской лояльности на современном рынке розничной торговли // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 6. С. 26. URL: Link.
  17. Хорошилов А.В. Последствия присутствия зарубежных инвесторов на российском рынке розничной торговли // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8-1. С. 173–175.
  18. Сигарев А.В., Пшеницына Е.И. Классики и неоклассики о влиянии экономических агентов на конкуренцию // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1: материалы XVII всероссийского симпозиума / под ред. Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. С. 127–129.
  19. Рудакова И.Е., Никифоров А.А. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика. М.: Дело и Сервис, 2013. 205 с.
  20. Храмова И.Ю., Лещева В.Б. Концентрация бизнеса: угрозы и возможности развития конкуренции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 205–212.
  21. Хлопенко О.В., Колер В. Стратегия интеграционного взаимодействия малых предприятий на рынке услуг розничной торговли // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 270–273.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 1, март 2024

Другие номера журнала