«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Перспективы использования контроллинговых систем в стратегическом управлении

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»
т. 10, вып. 1, январь 2017

Получена: 22.11.2016

Получена в доработанном виде: 28.11.2016

Одобрена: 12.12.2016

Доступна онлайн: 17.01.2017

Рубрика: МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Страницы: 4-19

https://doi.org/10.24891/fa.10.1.4

Гавель О.Ю. доктор философских наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация olga-gavel@mail.ru

Тема. Рассматривается ряд ключевых аспектов процесса эмпирического исследования контроллинговых систем в стратегическом управлении. В сфере изучения оказались взаимосвязи между показателями эффективности деятельности, системами оплаты труда и стратегией развития бизнеса.
Цели. Критическое обобщение и систематизация взглядов на роль и значение контроллинговых систем в стратегическом управлении, уточнение основных параметров и направлений их развития. Анализ каждого аспекта с точки зрения практической значимости результатов исследования.
Методология. Исследование базируется на принципах системного и комплексного подходов. Инструментарий включает в себя методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, приемы логического и семантического анализа.
Результаты. Установлены причины и условия применения контроллинговых систем в стратегическом управлении в условиях повышенной турбулентности экономической среды. Определены перспективы их использования в управлении крупными компаниями, обеспечивающие своевременность инициации и координируемость действий на различных уровнях бизнеса, что при внедрении прогрессивной системы мотивации позволяет наращивать и эффективно реализовывать инвестиционно-инновационный потенциал компаний для формирования их устойчивого экономического роста на основе корректировки параметров бизнес-модели.
Выводы. Потребность в непрерывном мониторинге и прогнозировании вероятных сценариев развития бизнеса меняет приоритеты в использовании информационно-аналитических систем, делая акцент на выработку и реализацию преактивных управленческих действий. Это предполагает использование в практической деятельности контроллеров моделей, основанных на ситуационном анализе. Децентрализация управления активами требует формирования общности видения состояния бизнеса и целей его развития лицами, принимающими управленческие решения, гибкой координации действий в их реализации. Контроллинговые системы – ключевой инструмент мотивированной координации оперативных и стратегических действий в компаниях, необходимый для обеспечения их устойчивого развития.

Ключевые слова: контроллинговая система, бизнес-анализ, стратегия, турбулентность, эффективность

Список литературы:

  1. Langfield-Smith K. Management Control Systems and Strategy: A Critical Review. Accounting, Organizations and Society, 1997, vol. 22, no. 2, pp. 207–232. doi: 10.1016/S0361-3682(95)00040-2
  2. Langfield-Smith K., Smith D. Management Control and Trust in Outsourcing Relationships. Management Accounting Research, 2003, vol. 14, no. 3, pp. 281–307. doi: http://dx.doi.org/ 10.1016/S1044-5005(03)00046-5
  3. Бердников В.В. Контроллинг бизнеса: модели, развитие, проблемы, решения: монография. М.: ИД «Экономическая газета», 2012. 488 с.
  4. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. 7-е изд. СПб: Питер, 2007. 496 с.
  5. Хан Д. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга / пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  6. Портер М. Конкуренция / пер с англ. М: Альпина Бизнес Букс, 2009. 340 c.
  7. Shank J.K., Govindarajan V. Strategic Cost Analysis of Technological Investments. Sloan Management Review, 1992, vol. 34, no. 1, pp. 39–51.
  8. Сливоцки А. Миграция стоимости. Что будет с вашим бизнесом послезавтра. М.: Иванов, Манн, Фербер, 2006. 432 с.
  9. Malina M.A., Selto F.H. Communicating and Controlling Strategy: An Empirical Study of the Effectiveness of the Balanced Scorecard. Journal of Management Accounting Research, 2001, vol. 13, no. 1, pp. 47–90.
  10. Олве Н.-Г., Петри К.-Й., Рой Ж., Рой С. Баланс между стратегией и контролем / пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. 320 с.
  11. Ветлужских Е. Система вознаграждения: как разработать цели и KPI. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Альпина Паблишер, 2014. 224 с.
  12. Simons R. Accounting Control Systems and Business Strategy: An Empirical Analysis. Accounting, Organizations and Society, 1987, vol. 12, no. 4, pp. 357–374. doi: 10.1016/0361-3682(87)90024-9
  13. Govindarajan V., Gupta A.K. Linking Control Systems to Business Unit Strategy: Impact on Performance. Accounting, Organizations and Society, 1985, vol. 10, no. 1, pp. 51–66. doi: 10.1016/0361-3682(85)90031-5
  14. Govindarajan V.A. Contingency Approach to Strategy Implementation at the Business-Unit Level: Integrating Administrative Mechanisms with Strategy. Academy of Management Journal, 1988, vol. 31, no. 4, pp. 828–853. doi: 10.2307/256341
  15. Бердников В.В. Контроллинг персонала и его роль в повышении стратегической эффективности агробизнеса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. C. 143–146.
  16. Бердников В.В. Контроллинг эффективности бизнеса: монография. М.: РУДН, 2009. 460 с.
  17. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 304 с.
  18. Ittner C., Larcker D. Innovations in Performance Measurement: Trends and Research Implications. Journal of Management Accounting Research, 1998, vol. 10, no. 1, pp. 205–238.
  19. Ittner C., Larcker D., Randall T. Performance Implications of Strategic Performance Measurement in Financial Services Firms. Accounting, Organizations and Society, 2003, vol. 28, no. 7-8, pp. 715–741.
  20. Bisbe J., Otley D. The Effects of the Interactive Use of Management Control Systems on Product Innovation. Accounting, Organizations and Society, 2004, vol. 29, no. 8, pp. 709–737. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.aos.2003.10.010
  21. Hoque Z., James W. Linking Balanced Scorecard Measures to Size and Market Factors: Impact on Organizational Performance. Journal of Management Accounting Research, 2000, vol. 12, no. 1, pp. 1–17.
  22. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 396 с.
  23. Ранадиве В. Предвидение: новая эволюционная упреждающая модель бизнеса / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2008. 240 с.
  24. Олве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности компаний. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 304 с.
  25. Бариленко В.И., Бердников В.В., Гавель О.Ю., Керимова Ч.В. Аналитические инструменты обоснования и мониторинга эффективности бизнес-моделей компаний малого и среднего бизнеса: монография. М.: ИД «Экономическая газета», 2014. 308 с.
  26. Бариленко В.И., Бердников В.В., Гавель О.Ю., Керимова Ч.В. Информационно-аналитические методы оценки и мониторинга эффективности инновационных проектов: монография. М.: Русайнс, 2015. 164 с.
  27. Ittner C., Larcker D., Meyer M.W. Subjectivity and the Weighting of Performance Measures: Evidence from a Balanced Scorecard. The Accounting Review, 2003, vol. 78, no. 3, pp. 725–758.
  28. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. С. 36–47.
  29. Hansen A., Mouritsen J. Strategies and Organisational Problems: Constructing Corporate Value and Coherence in Balanced Scorecard Processes. In Controlling Strategy: Management, Accounting and Performance Measurement. Oxford: Oxford University Press, 2005, pp. 125–150.
  30. Banker R.D., Chang H., Pizzini M.J. The Balanced Scorecard: Judgmental Effects of Performance Measures Linked to Strategy. The Accounting Review, 2004, vol. 79, no. 1, pp. 1–23.
  31. Merchant K.A. Rewarding Results: Motivating Profit Center Managers. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1989, 290 p.
  32. Хоуп Дж., Фрейзер Р. За гранью бюджетирования. Как руководителям вырваться из ловушки ежегодных планов / пер. с англ. М.: Вершина, 2007. 272 с.
  33. Бердников В.В., Гавель О.Ю. Перспективы применения стратегического анализа данных в условиях реализации модели адаптивного управления бизнесом // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. C. 239–251.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 10, вып. 11, ноябрь 2017

Другие номера журнала