+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Международный опыт программного бюджетирования: общие принципы и модели

т. 20, вып. 40, октябрь 2014

Доступна онлайн: 26.10.2014

Рубрика: Зарубежный опыт

Страницы: 50-59

Ястребова О.К. кандидат экономических наук, генеральный директор ООО "ЭКОРИС-НЭИ", ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Исследование проблем общественных финансов" Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 
bogacheva@nifi.ru

Богачева О.В. кандидат экономических наук руководитель Центра бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ 
oy@ecorus.ru

В статье отмечается, что в последнее десятилетие в мире в систему управления государственными финансами повсеместно внедряются программно-целевые принципы. Согласно исследованию Немецкого общества международного сотрудничества большинство стран - участниц ОЭСР в той или иной мере осуществили или планируют переход на программный бюджет. Однако этот переход связан с необходимостью реформирования системы управления общественными финансами в условиях обострившихся проблем государственного долга, дефицита государственного бюджета и роста государственных расходов, а также нарастающей неудовлетворенности общества работой органов власти и недостаточной доступностью информации о государственном бюджете. Подчеркивается, что бюджетные реформы, как правило, не проходят гладко. Лишь немногие страны добились относительно быстрых и значимых достижений в результате перехода на программный бюджет. Названы следующие проблемы: высокие издержки, в том числе связанные с необходимостью регулярного сбора и обработки огромного массива информации, превышающего потребности законодательных органов в процессе принятия решений о государственном бюджете; несоответствие вложенных усилий полученным результатам, дополнительная нагрузка на служащих государственных ведомств; ослабление политической поддержки процесса внедрения программного бюджета. Отмечено, что процесс перехода к программному бюджету оказался непростым и для нашей страны. До настоящего времени остаются дискуссионными даже базовые вопросы: что такое программное бюджетирование, чем программный бюджет отличается от традиционного постатейного бюджета; каковы цели перехода к программному формату бюджета, какие модели программного бюджета применяются в других странах и какая из них подходит для России? Предпринята попытка дать на них обоснованные ответы.

Ключевые слова: программный бюджет, бюджетирование, ориентированное на результат

Список литературы:

  1. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Финансовый журнал. 2010. № 3. C. 5–18.
  2. Березкин Д.И., Захаров К.Е., Кирокосян Р.М., Поверин М.В. Модернизация бюджетного законодательства в условиях перехода к программному бюджету // Финансовый журнал. 2013. № 1. С. 59–66.
  3. Блохин А.А., Стерник С.Г., Тулинова Н.В., Яременко И.А. Методология внутреннего мониторинга реализации государственных программ // Финансовый журнал. 2013. № 2. С. 5–19.
  4. Бюджетирование, ориентированное на результаты: анализ мирового опыта и возможностей его распространения в России. М.: Фонд «Институт экономики города». 2004.
  5. Бутаков Д.Д. Местные бюджеты и межбюджетные отношения в странах Восточной Европы // Экономист. 2005. № 7. С. 59–61.
  6. Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 4–22.
  7. Гутник В. Межбюджетные отношения в системе федерализма: германский вариант // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1. С. 66–71.
  8. Думский И. Реформа местных финансов // Городское Дело. 1913. № 4. С. 210–222.
  9. Завьялов Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений // Финансы. 2007. № 3. С. 22–25.
  10. Лавров А.М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы // Финансы. 2004. № 3. С. 9–14.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала