«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Создание и усиление положительных мотивов должника как способ повышения эффективности взыскания долгов и укрепления экономической безопасности

Журнал «Финансы и кредит»
т. 21, вып. 8, февраль 2015

Доступна онлайн: 15.02.2015

Рубрика: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Страницы: 18-30

Скобликов П.А. доктор юридических наук, профессор кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения, Академия управления МВД России skoblikov@list.ru

В статье отмечается, что эффективное взыскание долгов является важным условием нормального функционирования любого хозяйствующего субъекта и участника гражданского оборота. Актуальность соблюдения этого условия возрастает в периоды кризисных явлений в экономике. Соответственно, объектом исследования выступили отношения должников и кредиторов. Предметом - мотивация неисполнительных должников. Были решены две главные задачи: выявлены и систематизированы основные положительные мотивы должника, учет которых кредиторами (взыскателями) мог бы способствовать оптимизации работы по взысканию проблемных долгов; смоделирован и описан универсальный психологический механизм эффективного взыскания долгов банками и иными кредиторами, базирующийся на анализе и учете мотивационной сферы неисполнительного должника. Эмпирической базой исследования выступили: материалы доследственных проверок, уголовных и гражданских дел, связанных с неисполнением должниками своих обязательств; результаты опросов работников банков, других коммерческих организаций (из подразделений по работе с проблемной задолженностью, юридических подразделений, служб экономической безопасности), сотрудников правоохранительных органов; данные, полученные в ходе стороннего и включенного наблюдения за отношениями должников и кредиторов; другие источники. Также были проведены собеседования с должниками, отбор и опрос участников фокус-группы (специалистов по работе с должниками). Использовались мысленное моделирование, мысленный эксперимент, реальный эксперимент, системный анализ, сравнение, обобщение и другие научные методы. Представлен универсальный психологический механизм эффективного взыскания долгов банками и иными кредиторами, базирующийся на анализе и учете мотивационной сферы неисполнительного должника. Описаны и систематизированы типичные положительные мотивы должников, раскрыта роль негативных мотивов должников, показана связь однонаправленных и полярных мотивов, даны рекомендации по формированию либо усилению положительных мотивов. Полученные результаты позволят оптимизировать работу по управлению дебиторской задолженностью хозяйствующих субъектов, повысить эффективность усилий по взысканию проблемных долгов, а также укрепить экономическую безопасность страны.

Ключевые слова: проблемные долги, мотивы должников, эффективное взыскание долгов, экономическая безопасность, криминальные проявления

Список литературы:

  1. Андреева А.Ю., Горобец Е.Ю., Кузнецов С.А. Основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 203–206.
  2. Галочкин И. Мотивы экономического поведения // Вопросы экономики. 2004. № 6. С. 123–129.
  3. Горшкова Е.В. Мотивация к труду как элемент технологии управления персоналом // Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии. 2014. № 15. С. 114–117.
  4. Игнатова И.В. Мотивы предпринимательской деятельности. URL: http://www2.utmn.ru/docs/5244.pdf.
  5. Каплан М.З., Бутова В.Г., Кирилина М.Р., Бачалова Э.И., Таранова И.Ю. Мотивация к труду врачей-стоматологов // Менеджер здравоохранения. 2008. № 5. С. 34–36.
  6. Крылов А.А. и др. Организация и правовое обеспечение мониторинга состояния экономической безопасности промышленных предприятий органами внутренних дел. М.: ВНИИ МВД России, 2014. 150 c.
  7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Московский университет, 1971. 40 с.
  8. Минёва О.К. Исследование мотивации труда неучебного персонала российских вузов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-truda-neuchebnogo-personala-rossiyskih-vuzov.
  9. Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. Мотивы экономического поведения субъектов теневой экономики. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 54–66.
  10. Моруа А. Три Дюма. М.: Человек, 2010. 464 с.
  11. Пасечник А.А., Пасечник Д.А., Ханларов Д.А. Иррационалистические мотивы потребителей в теории потребительского спроса // Научная перспектива. 2011. № 11. С. 21–23.
  12. Поляков А.С. Мотивы и стимулы внутриорганизационного поведения // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 1. С. 264–268.
  13. Скобликов П.А. Взыскание долгов и криминал. М.: Юристъ, 1999. 156 с.
  14. Скобликов П.А. Имущественные споры и криминал в современной России. М.: Дело, 2001. 344 с.
  15. Скобликов П.А. Коррупция в современной России: словарь неформальных терминов и понятий. М.: Норма, 2009. 112 с.
  16. Строуп Р., Гвартни Дж. Азбука экономики. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1097619/.
  17. Табункова М.П. Особенности персонала автосервисного предприятия и мотивация его труда // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5. С. 629–634.
  18. Шемякина Т.А. Мотивация приобретения товаров и услуг: понятие, содержание, теории мотивации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 241–244.
  19. Шишин С.В. Стратегия и мотивы поведения современных транснациональных корпораций // Сегодня и завтра российской экономики. 2008. № 20. С. 24–27.
  20. Ярашева А.В. Мотивы финансового поведения населения // Экономика. Налоги. Право. 2011. № 5. С. 66–71.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. , вып. ,

Другие номера журнала