«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Понятие и основные факторы устойчивости бюджетной системы

Журнал «Финансы и кредит»
т. 22, вып. 37, октябрь 2016

Получена: 05.07.2016

Получена в доработанном виде: 10.08.2016

Одобрена: 21.09.2016

Доступна онлайн: 21.10.2016

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Страницы: 30-39

Канкулова М.И. доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация kankulova@mail.ru

Предмет. Обеспечение устойчивости бюджетной системы является одной из приоритетных целей бюджетной политики и принимаемых в соответствии с нею программных документов по управлению государственными финансами на федеральном и региональном уровнях. Отсутствие в этих документах однозначного толкования содержания указанного понятия, а также строгой классификации факторов, влияющих на достижение декларируемой цели, позволяют сделать вывод об актуальности данной темы исследования.
Цели. Задачами настоящего исследования являются: уточнение содержания понятия устойчивости бюджетной системы; выявление и систематизация определяющих ее факторов; анализ фактического состояния исследуемой характеристики и проблем достижения сбалансированности и долгосрочной устойчивости; выработка рекомендаций, которые могут способствовать обеспечению сбалансированности в коротком периоде и бюджетной устойчивости на долгосрочную перспективу.
Методология. Использовались следующие методы исследования: формальной логики, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, наблюдение и др.
Результаты. Определено содержание понятия устойчивости бюджетной системы; выявлены факторы, влияющие на состояние устойчивости; сформулированы проблемы достижения сбалансированности и долгосрочной устойчивости; выработаны рекомендации, которые могут способствовать обеспечению сбалансированности в краткосрочном периоде и бюджетной устойчивости на долгосрочную перспективу.
Область применения. Сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти федерального и регионального уровней при выработке основных направлений бюджетной политики.
Выводы и значимость. Бесспорно, задача обеспечения устойчивости бюджетной системы является производной от другой фундаментальной задачи: достижения структурной сбалансированности и устойчивости экономики. Одновременно с созданием необходимых условий для формирования доходной базы, максимально свободной от конъюнктурных влияний, для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы надо решать и вопросы «структурной эффективности» расходов путем их реструктуризации в пользу вложений в физический и человеческий капитал, а также проблемы нормативного регулирования и практической реализации механизмов обеспечения эффективного использования каждого бюджетного рубля.

Ключевые слова: сбалансированность бюджета, устойчивость, финансовая система, бюджетная система, качество бюджета

Список литературы:

  1. Романовский М.В. Глобальный кризис и проблемы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 14–21.
  2. Зубаревич Н.В., Горина Е.А. Социальные расходы в России: федеральный и региональный бюджеты. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 63 с.
  3. Артюхин Р.Е. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. 2016. № 3. С. 3–7.
  4. Бюджетирование, ориентированное на результат: опыт Ленинградской области / под ред. М.В. Романовского и А.И. Яковлева. СПб: Вести, 2007.
  5. Демидов А.Ю. Реализация программно-целевого метода государственного управления в Казначействе России // Финансы. 2016. № 5. С. 47–51.
  6. Канкулова М.И. Практика и перспективы развития программного регулирования социально-экономических процессов // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. 2014. № 6. С. 3–7.
  7. Канкулова М.И. Особенности и развитие финансового менеджмента в государственных учреждениях // Финансы. 2014. № 11. С. 21–24.
  8. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: От управления затратами к управлению результатами. М.: КомКнига, 2005. 556 с.
  9. Лавров А.М., Бегчин Н.А. Проблемы и перспективы внедрения «программных» бюджетов // Финансы. 2016. № 4. С. 3–12.
  10. Лавров А.М., Домбровский Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. 2016. № 5. С. 16–27.
  11. Михайлова А.А., Коротких А.А. Межбюджетные трансферты в региональные бюджеты: итоговый обзор за 2015 год // Финансовый вестник. 2016. № 6.
  12. Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат. М.: ИЭПП, 2008. 184 с.
  13. Тапсиев И.С., Бондарчук А.В. Бюджетные кредиты как инструмент поддержания ликвидности счетов бюджетов // Финансы. 2016. № 6. С. 30–32.
  14. Шахова Г.Я. О долгосрочном бюджетном планировании // Финансы. 2016. № 6. С. 9–15.
  15. Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г. Новый этап развития экономики в постсоветской России // Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 5–27.
  16. Синельников-Мурылев С.Г., Гурвич Е.Т., Дробышевский С.М., Акиндинова Н.В. Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики // Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под ред.: В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. Кн. 1. М.: Дело, 2013. С. 129–168.
  17. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада: доклад к XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 55 с.
  18. Романовский М.В. и др. Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. СПб.: СПбГЭУ, 2015. 267 с.
  19. Кудрин А., Гурвич Е. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 5–36.
  20. Глазьев С., Титов Б., Клепач А. Программа «Экономика роста» (краткая версия): Столыпинский клуб: Экспертная площадка рыночников-реалистов. URL: http://stolypinsky.club/e.
  21. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. 60 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 42, ноябрь 2017

Другие номера журнала