«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Перспективы повышения открытости (прозрачности) государственных и муниципальных финансов в субъектах Российской Федерации

Журнал «Финансы и кредит»
т. 23, вып. 24, июнь 2017

Получена: 13.04.2017

Получена в доработанном виде: 27.04.2017

Одобрена: 11.05.2017

Доступна онлайн: 30.06.2017

Рубрика: Бюджетное регулирование

Коды JEL: H41, H50, H61, H72, R58

Страницы: 1410-1421

https://doi.org/10.24891/fc.23.24.1410

Чулков А.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация achulkov@mail.ru

Предмет. Реформирование государственных и муниципальных финансов России предполагает реализацию мер по повышению открытости и прозрачности бюджетной системы. Предмет – роль и место «бюджета для граждан» в условиях продолжающейся реформы.
Цели. Изучение концепции «бюджета для граждан», разработка направлений по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены основные проблемы открытости и прозрачности региональных и местных бюджетов, проведен анализ практики применения концепции «бюджета для граждан». Особое внимание уделено основным направлениям повышения открытости и прозрачности бюджетной системы.
Методология. В статье проанализированы составные части системы открытости и прозрачности бюджетных данных, предложен авторский подход к группировке проблем, возникающих при повышении открытости (прозрачности) бюджетной системы в общем и при формировании «бюджета для граждан» в частности.
Результаты. Основные результаты проведенного в ходе подготовки статьи анализа сводятся к тому, что для наиболее эффективного внедрения концепции «бюджета для граждан» необходимо привлекать население к управлению общественными финансами, дать гражданам возможность повлиять на решения, принимаемые органами власти, разработать методику оценки открытости и прозрачности местных бюджетов, повышать финансовую грамотность населения.
Область применения. Проведенный анализ может быть полезен при дальнейшем практическом внедрении инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на государственном и муниципальном уровнях.
Выводы. Повышение прозрачности и открытости бюджетной системы Российской Федерации путем активного практического использования концепции «бюджета для граждан» требует создания эффективных механизмов взаимодействия с гражданами, обеспечения доступности соответствующей информации, вовлечения населения в принятие решений.

Ключевые слова: региональные финансы, открытость бюджета, бюджет для граждан

Список литературы:

  1. Кулибекова Д.А. Особенности функционирования и управления экономикой региона в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 2. С. 3–7.
  2. Комарова И.П. Парадоксы бюджетной политики РФ в условиях макроэкономической неопределенности // Экономика образования. 2015. № 1. С. 43–50.
  3. Залетный А.А. Транспарентность как ключевая проблема российской экономики // Философия хозяйства. 2015. № 1. С. 176–186.
  4. Арбатская Ю.В. К дискуссии о планировании бюджетных расходов // Налоги и финансовое право. 2015. № 5. С. 10–13.
  5. Налбандян А.А. Современные подходы к решению проблемы повышения эффективности государственных расходов // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 7. С. 78–85.
  6. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 117–122.
  7. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 94–103.
  8. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в Российской Федерации: основные особенности и результаты // Финансовый журнал. 2015. № 5. С. 120–122.
  9. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне // В мире научных открытий. 2015. № 7.10. С. 373–374.
  10. Мельцер Д.В. Партиципаторное бюджетирование как механизм прямого участия граждан в процессе обсуждения и принятия городского бюджета // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 389–391.
  11. Чулков А.С. «Бюджет для граждан» как метод повышения прозрачности бюджетной системы // Финансы. 2015. № 7. С. 18–22.
  12. Лукин А.Г. Постулаты и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5. С. 29–34.
  13. Лапатухина Н.С. Институт парламентского контроля в субъектах Российской Федерации // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 5-6. С. 64–67.
  14. Ярошевский В.С., Сафонова М.В. Народному бюджету народный размах // Бюджет. 2015. № 2. С. 46–50.
  15. Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. 2014. № 11. С. 3–10.
  16. Жук М.Г. Индикативное планирование социально-экономического развития в системе государственного планирования // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 5: Эканоміка. Сацыялогія. Біялогія. 2015. № 1. С. 11–14.
  17. Бахитова Р.Х. Модель одноканальной бюджетной системы в Китайской Народной Республике // Проблемы востоковедения. 2013. № 4. С. 8–12.
  18. Соколова Ж.Е. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий // Экономика сельского хозяйства. 2007. № 2. С. 435.
  19. Южаков В.Н. Качество государственных и муниципальных услуг: усилия и результаты административной реформы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 52–72.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 42, ноябрь 2017

Другие номера журнала