«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг

Журнал «Финансы и кредит»
т. 23, вып. 29, август 2017

Получена: 16.05.2017

Получена в доработанном виде: 15.06.2017

Одобрена: 05.07.2017

Доступна онлайн: 15.08.2017

Рубрика: ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Коды JEL: Е30

Страницы: 1737–1749

https://doi.org/10.24891/fc.23.29.1737

Слепов В.А. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация slepov.va@rea.ru

Саруханян Ю.А. аспирант кафедры финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация sarukhanyan-y@mail.ru

Предмет. Основные элементы концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг в условиях открытой экономики.
Цели. Выявить основные условия повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Методология. Использованы инструменты формальной и диалектической логики, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Результаты. Определены основные элементы концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг применительно к российской экономике. Выявлено, что под воздействием экспорта и импорта товаров и услуг на внутренний рынок проявляются тенденции к унификации ценообразующих факторов при сохранении специфичности национальных систем ценообразования. Проанализировано влияние внешних факторов на цены основных российских товаров. Обосновано, что на российском рынке в существенной степени проявляется ценообразование в валюте производителя, поскольку отечественные товары уступают зарубежным в соотношении «цена/качество». Ценообразование в национальной валюте на отечественном рынке в значительной степени испытывает влияние монополизма. Определено влияние номинального и реального курса рубля на ценовую конкурентоспособность российских товаров и услуг с учетом динамики показателей валютного рынка. Проведен анализ величины номинального и реального эффективного валютного курса, что позволило положительно оценить применимость данной концепции в отношении продукции отечественных компаний.
Выводы. Исследование элементов концепции ценовой конкурентоспособности национальных товаров и услуг позволило выявить тенденцию к усилению влияния мировой ценовой системы на конкурентоспособность российских товаров и услуг, а также условия, при которых данная тенденция может быть использована для положительного результата.
Область применения. Выводы работы могут быть использованы при разработке стратегии ценовой конкурентоспособности в российской экономике.

Ключевые слова: ценовая конкурентоспособность, валютный курс, паритет покупательной способности

Список литературы:

  1. Слепов В.А., Баландин С.А. Взаимодействие финансовой и промышленной политики государства // Финансовая экономика. 2015. № 3. С. 17–24.
  2. Жиляев К.В. Теоретические подходы к построению модели для оценки влияния мировых цен (цен экспорта) на российскую экономику // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2004. № 2. С. 39–56.
  3. Burstein A., Gopinath G. International Prices and Exchange Rates. NBER Working Paper, 2013, no. 18829. URL: http://www.nber.org/papers/w18829 doi: 10.3386/w18829
  4. Ляшецкий А.П., Комаров О.К. Теоретические основы формирования общественной цены и варианты ее трансформации в рыночную цену товара // Экономическая наука современной России. 2005. № 2. С. 20–31.
  5. Amiti M., Itskhoki O., Konings J. International Shocks and Domestic Prices: How Large Are Strategic Complementarities? NBER Working Paper, 2016, no. 22119. URL: http://www.nber.org/papers/w22119 doi: 10.3386/w22119
  6. Бурлачков В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития: монография. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 240 с.
  7. Волков И.И. Макроэкономический анализ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства: монография. М.: Креативная экономика, 2017. 264 с.
  8. Тренёв Н.Н. Тарифы и ценовое регулирование // Вестник экономической интеграции. 2011. № 8. С. 81–87.
  9. Betts C., Devereux M. The exchange rate in a model of pricing-to-market. European Economic Review, 1996, vol. 40, pp. 1007–1021. doi: 10.1016/ 0014-2921(95)00110-7
  10. Малахов С.В. Закон единой цены в условиях равновесного разброса цен: арбитраж и оптимизация поиска // Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. № 1. С. 85–99.
  11. Fan H., Amber Li Y., Yeaple S.R. Trade Liberalization, Quality, and Export Prices. NBER Working Paper, 2014, no. 20323. URL: http://www.nber.org/papers/w20323
  12. Косов В.В. Относительные цены как инструмент среднесрочного прогнозирования оптовых цен (на примере цен на электроэнергию) // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6. С. 60–76.
  13. Смирнова О.О. Влияние рыночной власти на ценовую дискриминацию: теоретический анализ и подходы к оценке // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 4. С. 130–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23420477
  14. Плеханов С.В. Ценовое регулирование в инвестиционном процессе в сфере инфраструктуры // Экономические системы. 2013. № 5. С. 48–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21237694
  15. Волков И.И. Макроэкономическое регулирование и финансы транснациональных корпораций // Российское предпринимательство. 2014. № 8. С. 18–30.
  16. D'Acunto F., Liu R., Pflueger C., Weber M. Flexible Prices and Leverage. NBER Working Paper, 2017, no. 23066. URL: http://www.nber.org/papers/w23066 doi: 10.3386/w23066
  17. Маневич В.Е. Функционирование денежно-финансовой системы и депрессия российской экономики // Вопросы экономики. 2016. № 2. C. 34–55.
  18. Самошков А.К., Ведмеденко Е.В. Особенности расчета экономических цен методом пограничных цен // Проблемы региональной экономики. 2014. № 28. С. 33–41.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 42, ноябрь 2017

Другие номера журнала