«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Влияние государственных закупок на развитие малого предпринимательства в России

Журнал «Финансы и кредит»
т. 23, вып. 35, сентябрь 2017

Получена: 18.07.2017

Получена в доработанном виде: 02.08.2017

Одобрена: 28.08.2017

Доступна онлайн: 29.09.2017

Рубрика: Бюджетное регулирование

Коды JEL: H57, L26

Страницы: 2107–2122

https://doi.org/10.24891/fc.23.35.2107

Туманянц К.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация tka210@gmail.com

Синицына Е.Д. экономист ООО «Техноспорт», Волгоград, Российская Федерация lizaliza-1992@mail.ru

Интыкбаева С.Ж. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и статистики, Университет Нархоз, Алматы, Республика Казахстан saule_54@mail.ru

Предмет. Особый порядок доступа малого бизнеса к государственным и муниципальным закупкам как инструмент стимулирования малого предпринимательства.
Цели. Количественная оценка влияния данного инструмента на развитие российского малого бизнеса.
Методология. Сопоставляются данные об участии малых предприятий в закупках для региональных и муниципальных бюджетов с показателями развития малого бизнеса по всем регионам Российской Федерации за период с 2010 по 2014 г. Анализ выполнен на основе моделей фиксированных и случайных эффектов линейных и логарифмических регрессий.
Результаты. Обнаружена положительная взаимосвязь только между ролью малого предпринимательства в государственных (муниципальных) закупках и количеством малых предприятий в регионе. Позитивного влияния масштабов госзаказа на объемы выручки и доходов малого бизнеса, размер занятости и уровень инвестиционной активности не выявлено.
Область применения. Результаты могут быть использованы при формировании способов государственной поддержки малого предпринимательства в России, а также регулировании процедур государственных (муниципальных) закупок.
Выводы. Эффективность данного инструмента содействия развитию малого предпринимательства невелика. Нет необходимости в специальном льготном режиме доступа малых предприятий к государственным (муниципальным) закупкам, особенно если это влечет рост бюджетных расходов и снижение качества приобретаемых товаров (работ, услуг).

Ключевые слова: государственные закупки, малый бизнес, бюджет, модель фиксированных эффектов, модель случайных эффектов

Список литературы:

  1. Пиньковецкая Ю.С. Малое предпринимательство и государственные закупки регионов России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1-1. С. 205–214.
  2. Nicholas C., Fruhmann M. Small and Medium-Sized Enterprises Policies in Public Procurement: Time for a Rethink? Journal of Public Procurement, 2014, vol. 14, iss. 3, pp. 328–360.
  3. Arrowsmith S. Public Procurement as an Instrument of Public Policy and the Impact of Market Liberalisation. Law Quarterly Review, 1995, no. 111, pp. 235–284.
  4. Schiavo-Campo S., Sundaram P. To Serve and Preserve: Improving Public Administration in a Competitive World. Philippines, Manila, Asian Development Bank, 2000, 836 p. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/28984/improving-public-administration.pdf
  5. Edler J., Georghiou L. Public Procurement and Innovation: Resurrecting the Demand Side. Research Policy, 2007, vol. 36, iss. 7, pp. 949–963.
  6. Walker H., Preuss L. Fostering Sustainability through Sourcing from Small Businesses: Public Sector Perspectives. Journal of Cleaner Production, 2008, vol. 16, iss. 15, pp. 1600–1609.
  7. Feldman M.P. The Entrepreneurial Event Revisited: Firm formation in a regional context. Industrial and Corporate Change, 2001, vol. 10, iss. 4, pp. 861–891.
  8. Frederking L.C. A Cross-National Study of Culture, Organization and Entrepreneurship in Three Neighborhoods. Entrepreneurship and Regional Development, 2004, vol. 16, iss. 3, pp. 197–215.
  9. Audretsch D.B. Sustaining Innovation and Growth: Public Policy Support for Entrepreneurship. Industry and Innovation, 2004, vol. 11, iss. 3, pp. 167–191.
  10. Parker R. Governance and the Entrepreneurial Economy: A Comparative Analysis of Three Regions. Entrepreneurship: Theory and Practice, 2008, vol. 32, iss. 5, pp. 833–854.
  11. Kidalov M.V., Snider K.F. US and European Public Procurement Policies for Small and Medium-Sized Enterprises (SME): A Comparative Perspective. Business and Politics, 2011, vol. 13, iss. 4, pp. 1–41.
  12. Preuss L. On the Contribution of Public Procurement to Entrepreneurship and Small Business Policy. Entrepreneurship & Regional Development, 2011, vol. 23, iss. 9–10, pp. 787–814.
  13. Loader K., Norton S. SME Access to Public Procurement: An Analysis of the Experiences of SMEs Supplying the Publicly Funded UK Heritage Sector. Journal of Purchasing & Supply Management, 2015, vol. 21, iss. 4, pp. 241–250.
  14. Loader K. SME Suppliers and the Challenge of Public Procurement: Evidence Revealed by a UK Government Online Feedback Facility. Journal of Purchasing & Supply Management, 2015, vol. 21, iss. 2, pp. 103–112.
  15. Умнова М.Г. Проблемы участия российского малого бизнеса в государственных закупках // Российское предпринимательство. 2014. № 15. C. 13–23. URL: https://creativeconomy.ru/lib/8416
  16. Loader K. The Challenge of Competitive Procurement: Value for Money Versus Small Business Support. Public Money & Management, 2007, vol. 27, iss. 5, pp. 307–314.
  17. Nakabayashi J. Small business set-asides in procurement auctions: An empirical analysis. Journal of Public Economics, 2013, vol. 100, pp. 28–44.
  18. Loader K. Is Local Authority Procurement Supporting SMEs? An analysis of practice in English local authorities. Local Government Studies, 2016, vol. 42, iss. 3, pp. 464–484.
  19. Storey D. Six Steps to Heaven: Evaluating the Impact of Public Policies to Support Small Businesses in Developed Economies. In: Sexton D.L., Landstrom H. (Eds). Handbook of Entrepreneurship. URL: http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/wbs/research/ei/research/working_papers/wp59-six_steps.pdf
  20. Curran J. What Is Small Business Policy in the UK for? Evaluation and Assessing Small Business Policies. International Small Business Journal, 2000, vol. 18, iss. 3, pp. 36–50.
  21. Davila R.L., Ha I., Myers S.L.Jr. Affirmative Action Retrenchment in Public Procurement and Contracting. Applied Economics Letters, 2012, vol. 19, no. 18, pp. 1857–1860.
  22. Гафурова Г.Т., Нотфуллина Г.Н., Фукина С.П. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 4. С. 1233–1243. URL: http://www.uiec.ru/content/zhurnal2015/23iGafurova.pdf
  23. Karjalainen K., Kemppainen K. The Involvement of Small- and Medium-Sized Enterprises in Public Procurement: Impact of Resource Perceptions, Electronic Systems and Enterprise Size. Journal of Purchasing and Supply Management, 2008, vol. 14, iss. 4, pp. 230–240.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 42, ноябрь 2017

Другие номера журнала