«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Российская практика функционирования институтов развития: нужны ли изменения в регулировании?

Журнал «Финансы и кредит»
т. 24, вып. 4, апрель 2018

Получена: 06.02.2018

Получена в доработанном виде: 22.02.2018

Одобрена: 12.03.2018

Доступна онлайн: 28.04.2018

Рубрика: Финансовая система

Коды JEL: Н50, Н54, Н82

Страницы: 954—967

https://doi.org/10.24891/fc.24.4.954

Фрумина С.В. кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
frumina@mail.ru

ORCID id: 0000-0001-5143-9417
SPIN-код: 9150-5488

Предмет. В существующих условиях проблема укрепления партнерских отношений государства и бизнеса, продолжающих отстаивать полярные позиции, стоит очень остро. Одним из ключевых направлений, способных наладить взаимодействие между названными субъектами, является совершенствование деятельности институтов развития, выступающих предметом изучения настоящей статьи. Эти институты позволяют стимулировать распределение финансовых ресурсов, привлекать инвестиции в приоритетные проекты, формировать новые технологии и содействовать повышению конкурентоспособности. В Российской Федерации институты развития представлены неоправданно большим разнообразием организационно-правовых форм. Это усложняет выработку унифицированных требований к их функционированию и законодательной регламентации деятельности.
Цели. Разработка предложений по уточнению российского законодательства в области регламентации деятельности институтов развития. Рассмотрение институтов развития в Российской Федерации в исторической ретроспективе, определение оптимальных организационно-правовых форм их функционирования, разработка требований по изменению статуса института развития, функционирующего в форме коммерческой организации, преследующей цель извлечения прибыли.
Методология. Применены методы индукции, дедукции, сравнительного анализа и графической интерпретации полученных результатов.
Результаты. Предложена схематичная интерпретация генезиса институтов развития в РФ. Сформулированы предложения по уточнению российского законодательства и стратегических документов, определяющих функционирование данных институтов. Разработаны требования к институтам развития, реорганизуемым из некоммерческих в коммерческие организации с условием прекращения бюджетного финансирования.
Область применения. Выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности Департамента экономики и финансов Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ.
Значимость. Результаты определяют дальнейшие направления совершенствования государственной политики, направленной на развитие деятельности институтов развития и улучшение привлекательности инвестиционного климата, в целях создания благоприятных условий обеспечения роста экономики государства.

Ключевые слова: акционерные общества, институты развития, государственные корпорации, бюджетное финансирование, организационно-правовая форма

Список литературы:

  1. Фрумина С.В. Институты развития в российском правовом поле // Финансовая жизнь. 2017. № 4. С. 19—23.
  2. Симачев Ю., Кузык М. Совершенствование системы финансовых институтов развития как важнейшего элемента национальной инновационной системы: проблемы, уроки и риски // Экономическое развитие России. 2010. Т. 17. № 11. С. 32—44. URL: http://www.vedi.ru/red_r/2010/ed110610.pdf
  3. Пьянкова С.Г. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 422—427. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29117
  4. Андреева Е.Л., Глухих П.Л. Формирование и развитие институтов развития малого и среднего предпринимательства в РФ // Журнал экономической теории. 2015. № 3. С. 203—211. URL: https://readera.ru/144139704
  5. Курбатова М.В., Саблин К.С. Институты развития и квазиинституты развития в российской экономике // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 3. С. 22—38. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/11/20/1251380473/journal10.3.1-3.pdf
  6. Бахтизин А.Р., Валентик О.Н., Бухвальд Е.М. и др. Институты развития как инструмент региональной экономики. М.: Институт экономики РАН, 2015. 45 с. URL: https://inecon.org/docs/Vilensky_paper_20151222.pdf
  7. Куделич М.И. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности институтов развития в РФ // Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 82—87. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2016/2/statyi_2/07.pdf
  8. Зуев В.Е. Структурные реформы в России: управление финансами и инновации // Финансы. 2012. № 12. С. 18—21.
  9. Кузьмин П.В. Реформирование государственных корпораций // Статистика и экономика. 2010. № 6. С. 82—86.
  10. Курманов А.Т. Опыт развития государственных корпораций за рубежом // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 4. С. 195—198.
  11. Соболева Ю.В., Виноградов Д.Ю. Открытое акционерное общество «РОСНАНО»: соотношение публично-правового и частноправового регулирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 15. № 3. С. 114—118. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otkrytoe-aktsionernoe-obschestvo-rosnano-sootnoshenie-publichno-pravovogo-i-chastnopravovogo-regulirovaniya
  12. Сухарев О.С. Институты развития: необходимость и эффективность // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 2. С. 8—16.
  13. Рыкова И.Н., Авраамов П.А., Алаев А.А. и др. Оценка эффективности деятельности российских и зарубежных институтов развития. М.: НИФИ, 2016. 206 с. URL: http://docplayer.ru/54169176-Ocenka-effektivnosti-deyatelnosti-rossiyskih-i-zarubezhnyh-institutov-razvitiya.html
  14. Рыкова И.Н., Уткин В.С. Направления совершенствования механизма финансирования институтов развития в условиях повышения эффективности бюджетных расходов // Экономика: теория и практика. 2015. № 3. С. 29—40.
  15. Никонова И.А. Эффективность и результативность финансовых институтов развития: оценка и управление // Финансы. 2015. № 4. С. 54—56. URL: http://отрасли-права.рф/article/4239
  16. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–13. С. 2916—2920. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32935
  17. Akhmetshina E., Khairullina A., Kabasheva I. The Institutional Aspect of Public-Private Partnership Mechanism Improvement. Journal of Economics and Economic Education Research, 2016, vol. 17, no. 4, pp. 200—205.
  18. Varum C., Viegas M. Impact and Complementarity of Public Support to Business Funded R&D: The Importance of Policy-Mix and Policy Stability. Global Business and Economics Review, 2015, vol. 17, iss. 4, pp. 430—444. URL: https://doi.org/10.1504/GBER.2015.072498
  19. Zangoueinezhad A., Azar A. How Public-Private Partnership Projects Impact Infrastructure Industry for Economic Growth. International Journal of Social Economics, 2014, vol. 41, iss. 10, pp. 994—1010. URL: https://doi.org/10.1108/IJSE-04-2013-0083

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 24, вып. 4, апрель 2018

Другие номера журнала