«Финансы и кредит»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Зарубежный опыт налогообложения выбросов в атмосферный воздух: экономическое значение и направления реформирования

Журнал «Финансы и кредит»
т. 24, вып. 5, май 2018

Получена: 28.02.2018

Получена в доработанном виде: 28.03.2018

Одобрена: 23.04.2018

Доступна онлайн: 29.05.2018

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Коды JEL: E62, F18, F64, G18, H23

Страницы: 1005-1015

https://doi.org/10.24891/fc.24.5.1005

Тюрина Ю.Г. доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация 
u_turina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-9130-8403
SPIN-код: 1310-6067

Троянская М.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация 
m_troyanskaya@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-4545-3786
SPIN-код: 6008-8700

Предмет. Зарубежная система экологического налогообложения.
Цели. Рассмотрение экономического значения налогообложения выбросов в атмосферный воздух в зарубежной практике и целесообразности реформирования налогообложения выбросов в атмосферу по различным направлениям.
Методология. Использованы методы логического и статистического анализа.
Результаты. Экологическое налогообложение все шире применяется в целях влияния на поведение субъектов экономики. Основное назначение налогов (платежей) на выбросы в атмосферу заключается в стимулировании бережного отношения налогоплательщиков к окружающей среде, компенсации нанесенного загрязнением ущерба, а не только в наполнении доходной части бюджетов разных уровней. Уделено внимание экономическому значению экологических налогов, определено, что они полностью не покрывают ущерб от вредных выбросов, показано, что данные налоги выполняют в большей степени регулирующую функцию, нежели фискальную. Мировой опыт свидетельствует о том, что доходы от экологических налогов образовывают целевые фонды и используются исключительно для финансирования программ по охране окружающей среды. Рассмотрены возможные реформы в области экологического налогообложения.
Выводы. Назрела необходимость реформирования экологического налогообложения. Следует в Парижском соглашении предусмотреть обязательства каждого участника по сокращению эмиссии углекислого газа; ввести двухуровневый углеродный транспортный налог, учитывающий уровень выбросов СО2 и тип топлива; связать размеры штрафов за экологические правонарушения с экономической выгодой и экологическим ущербом; ввести налоговые льготы и преференции для производителей и пользователей высокоэффективных экологических технологий.

Ключевые слова: налоговые инструменты, налоговое стимулирование, экологическое налогообложение, экологические налоги, реформирование экологического налогообложения

Список литературы:

  1. Grüner E., Salu K., Oras K., Nõmmann T. Environmental taxes – economic instruments for environmental protection. Quarterly Bulletin of Statistics Estonia, 2009, vol. 3, pp. 16–21.
  2. Cordato R.E. The Polluter Pays Principle: A Proper Guide for Environmental Policy. Washington, Institute for Research on the Economics of Taxation, 2001. URL: http://www.iret.org/pub/SCRE-6.PDF
  3. Laijun Zhao, Jian Xue, Changmin Li. A bi-level model for transferable pollutant prices to mitigate China’s interprovincial air pollution control problem. Atmospheric Pollution Research, 2013, vol. 4, pp. 446–453. URL: https://doi.org/10.5094/APR.2013.051
  4. Taylor D.D.J., Paiva S., Slocum A.H. An alternative to carbon taxes to finance renewable energy systems and offset hydrocarbon based greenhouse gas emissions. Sustainable Energy Technologies and Assessments, 2017, vol. 19, pp. 136–145. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.seta.2017.01.003
  5. Кропп А.Е., Блохин А.Н. Экология окружающей среды и транспорт: проблемы и решения // Технология колесных и гусеничных машин. 2014. № 1. С. 20—24.
  6. David P., Montag J. Taxing Car-produced Carbon Dioxide Emissions: Matching the Cure to the Disease. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 12, pp. 111–120. URL: https://doi.org/10.1016/S2212-5671(14)00326-8
  7. Almodóvar M., Angulo E., Espinosa J.L., García-Ródenas R. A modeling framework for the estimation of optimal CO2 emission taxes for private transport. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2011, vol. 20, pp. 693–702. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.08.077
  8. Piciu G.C., Trică C.L. Assessing the Impact and Effectiveness of Environmental Taxes. Procedia Economics and Finance, 2012, vol. 3, pp. 728–733. URL: https://doi.org/10.1016/S2212-5671(12)00221-3
  9. Кубарев М.С., Стровский В.Е., Перегон И.В. Методический подход к оценке эколого-экономической эффективности использования отходов // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. 2017. № 1. С. 31—38.
  10. Постолов В.Д., Денисова Е.В. Экология региона как индикатор систематической оценки состояния окружающей среды // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2010. № 2. С. 60—62.
  11. Sunil Gulia, S.M. Shiva Nagendra, Mukesh Khare, Isha Khanna. Urban air quality management – A review. Atmospheric Pollution Research, 2015, vol. 6, iss. 2, pp. 286–304. URL: https://doi.org/10.5094/APR.2015.033
  12. Arigoni Ortiz R., Hunt A., Seroa da Motta R., MacKnight V. Morbidity costs associated with ambient air pollution exposure in Sao Paulo, Brazil. Atmospheric Pollution Research, 2011, vol. 2, iss. 4, pp. 520–529. URL: https://doi.org/10.5094/APR.2011.059
  13. Голубева А.С., Магарил Е.Р. Экономическое стимулирование сокращения эмиссии СО2 автотранспортом // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 3. С. 359—381.
  14. Калачева О.С., Таранова М.В. Экологический сбор как основной источник природоохранных мероприятий // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1. С. 179—182.
  15. Wang B.E., Liu B.E., Niu H. et al. Impact of energy taxation on economy, environmental and public health quality. Journal of Environmental Management, 2018, vol. 206, pp. 85–92. URL: https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2017.10.030
  16. Zimmer A., Koch N. Fuel consumption dynamics in Europe: Tax reform implications for air pollution and carbon emissions. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2017, vol. 106(C), pp. 22–50. URL: https://doi.org/10.1016/j.tra.2017.08.006
  17. Wang B., Liu L., Huang G.H. et al. Effects of carbon and environmental tax on power mix planning: A case study of Hebei Province, China. Energy, 2018, vol. 143(C), pp. 645–657. URL: https://doi.org/10.1016/j.energy.2017.11.025
  18. Krenek A., Schratzenstaller M. Sustainability-oriented tax-based own resources for the European Union: A European carbon-based flight ticket tax. Empirica, 2017, vol. 44, iss. 4, pp. 665–686. URL: https://doi.org/10.1007/s10663-017-9381-7
  19. Li Z.-C., Peng Y.-T. Modeling the effects of vehicle emission taxes on residential location choices of different-income households. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016, vol. 48(1), pp. 248–266. URL: https://doi.org/10.1016/j.trd.2016.08.016

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 24, вып. 8, август 2018

Другие номера журнала