Предмет. Национальные и наднациональные бюджетные правила как ключевой элемент бюджетной политики и их адаптация к экономическим и геополитическим шокам. Цели. Анализ содержания национальных и наднациональных бюджетных правил для выявления их особенностей и направлений их адаптации к экономическим и геополитическим шокам. Методология. Использованы методы анализа, синтеза, сравнения, статистические методы. Результаты. Показано, что бюджетные правила, устанавливая требования к формированию доходов, осуществлению расходов бюджета, его сбалансированности и предельному размеру государственного долга, периодически модифицируются в условиях цикличности экономики, колебания цен на невозобновляемые энергетические ресурсы (нефть, газ), а также при возникновении принципиально новых вызовов развития, таких как COVID-19, геополитический кризис 2022 г. Проведение контрциклической бюджетной политики и осуществление фискальных импульсов в экономику в данных условиях ограничивается возможностями государственных финансовых систем. Большинство стран мира, даже с развитыми типами экономик, в условиях COVID-19 вынуждены были приостановить действие бюджетных правил в условиях замедления экономического развития, роста государственных расходов и государственного долга. Выводы. Геополитический кризис 2022 г. выступает историческим примером успешной адаптации финансовой системы России к беспрецедентным по количеству и степени воздействия на экономику страны санкций со стороны США и их союзников. Формирование новых подходов к обеспечению функционирования экономики в шоковых условиях, а также модификация бюджетных правил за счет законодательного установления фиксированного объема нефтегазовых доходов будут способствовать успешной мобилизации всего имеющегося у страны экономического, финансового и ресурсного потенциала. В качестве дополнительного источника обеспечения сбалансированности федерального бюджета могут быть использованы преимущества технологии Единого казначейского счета, а также пересмотр нормативов распределения некоторых налоговых доходов в пользу федерального бюджета.
Laffer A.B. The Ellipse: An Explication of the Laffer Curve in a Two-Factor Model. In: Canto V.A. (ed.) The Financial Analyst's Guide to Fiscal Policy. New York, Greenwood Press, 1986, pp. 1–35.
Hotelling H. The General Welfare in Relation to Problem of Taxation and of Railway and Utility Rates. Econometrica, 1938, vol. 6, no. 3, pp. 242–269. URL: Link
Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Вехи экономической мысли. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 28—66.
Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
Johansen L. Some Notes on the Lindahl Theory of Determination of Public Expenditures. International Economic Review, 1963, vol. 4, no. 3, pp. 346–358. URL: Link
Myrdal G. 1939. Monetary Equilibrium. New York, Augustus M. Kelly, 1965.
Musgrave R.A. The Theory of Public Finance: A Study in Public Economy. New York, McGraw Hill Book Co., 1959, pp. 73–78.
Ohlin B. Some Notes on the Stockholm Theory of Savings and Investment I. The Economic Journal, 1937, vol. 47, no. 185, pp. 53–69. URL: Link
McGee R.W. Taxation and Public Finance: A Philosophical and Ethical Approach. Commentaries on the Law of Accounting & Finance, 1997, vol. 1, pp. 157–240. URL: Link
Perotti R. Fiscal Policy in Developing Countries: A Framework and Some Questions. World Bank Policy Research Working Paper, 2007, no. 4365. URL: Link
Milesi-Ferretti G.M. Good, Bad or Ugly? On the Effects of Fiscal Rules with Creative Accounting. IMF Working Paper, 2000, vol. 2000, iss. 172, 26 p. URL: Link
Spaventa L. The Growth of Public Debt: Sustainability, Fiscal Rules, and Monetary Rules. IMF Staff Paper, 1987, vol. 34, no. 2, pp. 374–399. URL: Link
Millar J. The Effects of Budget Rules on Fiscal Performance and Macroeconomic Stabilization. Bank of Canada Working Paper, 1997, vol. 97-15. URL: Link
Dur R.A.J., Peletier B.D., Swank O.H. The Effect of Fiscal Rules on Public Investment if Budget Deficits are Politically Motivated. Tinbergen Institute Discussion Papers, 1997, no. 97-125/1. URL: Link
Мусаев Р., Малахов А. «Бюджетное правило» в России: опыт и перспективы // Экономическая политика. 2014. № 6. С. 161—170. URL: Link
Лазарян С.С., Никонов И.В., Вотинов А.И., Губкова Е.А. Международный опыт применения бюджетных правил: формирование современных концепций // Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 65—80. URL: Link
Понкратов В.В., Поздняев А.С., Воронцов А.Н. Бюджетные правила в отношении конъюнктурных сырьевых доходов — российская практика и направления совершенствования // Финансовая жизнь. 2019. № 3. С. 83—86.
Токаев Н.Х. Регулирование бюджетных расходов в регионе: особенности методов, тенденции, разработанность норм и правил // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 127—132. URL: Link
Henning C.R., Kessler M. Fiscal Federalism: US History for Architects of Europe's Fiscal Union. Peterson Institute for International Economics Working Paper, 2012, no. 2012-1. URL: Link
Кудрин А.Л., Соколов И.А. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 5—32. URL: Link