Кондрашова О.Р.старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Чебоксары, Российская Федерация olga_kondrashova_74@mail.ru
Тема. Потребительские общества осуществляют многопрофильную деятельность в сферах продажи продовольственных и непродовольственных товаров, общественного питания, заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья, промышленного производства, бытовых и других услуг. Работа кооперативных организаций проходит в разных географических регионах с различными уровнями спроса, конкуренции и рентабельности. Эти особенности оказывают влияние на постановку и ведение бухгалтерского учета и требует формирования информации по сегментам как для внешних, так и для внутренних пользователей. В связи с этим исследование вопросов организации и методики ведения сегментного учета и отчетности на основе интеграции управленческого и финансового учета является актуальным и востребованным на практике. Задачи. Определить специфические особенности потребительского общества и их влияние на постановку сегментного учета. Выделить и классифицировать сегменты деятельности как объекты бухгалтерского (финансового) и управленческого учета для потребительских обществ. Обозначить этапы формирования информации по сегментам. Методология. В работе использованы общенаучные методы познания: системный подход, логическое обобщение, анализ, синтез, наблюдение. Результаты. Сформированы основы построения интегрированной системы управленческого и финансового учета для получения информации по сегментам в бухгалтерской (финансовой) отчетности кооперативных организаций. Значимость. Особенности деятельности кооперативных организаций позволили рекомендовать к применению в управленческом учете новую классификационную группу центров ответственности, а также расширить систематизацию и состав сегментов, что способствует созданию в сфере потребительской кооперации информационной системы управления не только для эффективного хозяйствования, но и для реализации социальной миссии.
Серебрякова Т.Ю. Система внутреннего контроля в интерпретации стандартов аудита // Аудиторские ведомости. 2010. № 1. С. 12–17.
Петрова А.Н. Теоретические аспекты сегментирования // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2. С. 136–141.
Цыпышева А.А., Гареева З.А. Объединение финансового и управленческого учета в системе нормативного регулирования учета по сегментам // Евразийский юридический журнал. 2015. № 7. С. 313–316.
Корнеев М.В. Управленческая отчетность: оценка доходности сегментов, аллокация расходов // МСФО и МСА в кредитной организации. 2014. № 3. С. 12–18.
Цыганова И.Ю. Управленческий подход к формированию и раскрытию информации по сегментам в стратегической отчетности организации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 152–155.
Цыганова И.Ю. Формирование учетной политики для целей управленческого учета по сегментам бизнеса организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4. С. 16–20.
Семиколенова М.Н. Организационно-методические аспекты управленческого учета по сегментам деятельности // Аудиторские ведомости. 2015. № 5. С. 41–52.
Раметов А.Х. Управленческий учет по сегментам деятельности сельскохозяйственных организаций // Бухгалтерский учет. 2010. № 9. С. 120–122.
Козменкова С.В., Рачинский А.В. Особенности формирования бухгалтерской отчетности на перерабатывающих предприятиях АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 7. С. 34–36.
Иванов Е.А. Концепция центров экономической ответственности в учетно-аналитических системах многосегментных организаций // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 1. С. 29–32.
Пономарёва Н.В. Проблемы формирования и раскрытия информации по сегментам в финансовой отчетности организаций агропромышленного комплекса // Международные научные исследования. 2015. № 1-2. C. 109–115.
Гордеева О.Г., Серебрякова Т.Ю. Учет и анализ в условиях ценностно-ориентированного управления: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 136 с.
Антонова М.В. Формирование отчетности организаций потребительской кооперации в условиях устойчивого развития // Инновационное развитие экономики. 2014. № 1. С. 141–147.