+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Международный бухгалтерский учёт»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.5. Мировая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ особенностей трансакционных издержек оппортунизма во франчайзинге

т. 20, вып. 18, сентябрь 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 24.09.2015

Получена в доработанном виде: 05.04.2016

Одобрена: 27.04.2016

Доступна онлайн: 29.09.2017

Рубрика: Управленческий учет

Коды JEL: D23, D86, L26, M20

Страницы: 1088–1102

https://doi.org/10.24891/ia.20.18.1088

Неопуло К.Л. кандидат экономических наук, доцент кафедры управления собственностью, Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация 
kneopulo@mail.ru

Кобылянский В.И. доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, Москва, Российская Федерация 
kobylyansky@mail.ru

Кобылянская А.В. аспирантка кафедры управления собственностью, Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация 
aleksandrakob@outlook.com

Предмет. В институциональной структуре экономики одну из значимых, но далеко недостаточно изученных частей составляют издержки, представляя собой ключевую проблему бизнеса, в частности, такой его формы, как франчайзинг. Естественно, оптимизация издержек предопределяет совершенствование франчайзинга и экономики в целом, что представляет собой актуальную проблему.
Цели. Уточнить особенности трансакционных издержек оппортунизма во франчайзинге путем проведения сравнительной оценки этих издержек в экономике в целом и во франчайзинге.
Методология. В работе применялся метод сравнительно-синтетического анализа.
Результаты. Проанализированы особенности трансакционных издержек оппортунизма во франчайзинге и выявлено, что они под влиянием особенностей франчайзинга приобретают ряд существенных отличий от трансакционных издержек оппортунизма в экономике в целом. Эти отличия обусловлены такими особенностями франчайзинга, как специфика заключения и реализации акта экономического взаимодействия, а также рядом временных, финансовых и правовых аспектов. Подобная форма сотрудничества, где основным звеном являются партнерские отношения между франчайзером и франчайзи, характеризующаяся длительностью и взаимозависимостью, с точки зрения институциональной экономики является отношенческой контрактацией. Это особенно подчеркивает значительную роль трансакционных издержек оппортунизма в деятельности франчайзинговой системы.
Выводы. Трансакционные издержки оппортунизма в экономике в целом и во франчайзинге имеют существенные различия. Эти различия, однако, не учитываются, что предполагает снижение эффективности функционирования системы франчайзинга, следовательно, и экономики страны в целом, и что требует оптимизации.

Ключевые слова: трансакционные издержки, оппортунизм, оптимизация, франчайзинг

Список литературы:

  1. Shane S.A. From Ice Cream to the Internet: Using Franchising to Drive the Growth and Profits of Your Company. FT Press, 2006, 208 p.
  2. Толмачев П.И. Договорные отношения в системе мирохозяйственных связей // Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 355–397.
  3. Брялина Г.И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2011. № 1. С. 27–36. URL: Link
  4. Шахова М.С. Классификация франшиз на российском рынке // Научные исследования экономического факультета. 2009. № 2. URL: Link
  5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
  6. Шакирова А.В. Трансакционные издержки: понятие, экономическая природа и классификация // Вестник ТИСБИ. 2010. № 2. С. 72–88.
  7. Wallis J.J., North D.C. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870–1970. In: Stanley Engermann and Robert Gallman (eds), Long-term factors in American Economic Growth, Chicago, University of Chicago Press, 1986, pp. 95–161.
  8. Симонов А.Ю. Взаимосвязь рыночной неопределенности, риска и трансакционных издержек // ФӘН-наука. 2013. № 5. С. 21–22.
  9. Бодров О.Г. Трудовой оппортунизм как результат ограничения экономической свободы // Вестник экономики, права и социологии. 2007. № 1. С. 6–11.
  10. Niesten E., Jolink A. Incentives, Opportunism and Behavioral Uncertainty in Electricity Industries. Journal of Business Research, 2012, vol. 65, iss. 7, pp. 1031–1039. doi: 10.1016/j.jbusres.2011.03.012
  11. Cordes C., Richerson P., McElreath R., Strimling P. How Does Opportunistic Behavior Influence Firm Size? An evolutionary approach to organizational behavior. Journal of Institutional Economics, 2011, vol. 7, iss. 1, pp. 1–21. doi: 10.1017/S1744137410000123
  12. Hendrikse G., Hippmann P., Windsperger J. Trust, Transaction Costs and Contractual Incompleteness in Franchising. Small Business Economics, 2015, vol. 44, iss. 4, pp. 867–888. doi: 10.1007/s11187-014-9626-9
  13. Hendrikse G., Windsperger J. Determinants of Contractual Completeness in Franchising. In: New Developments in the Theory of Networks: Franchising, Alliances and Cooperatives. Physica – Verlag, A Springer Company, 2011, pp. 13–30. doi: 10.1007/978-3-7908-2615-9_2
  14. Mumdziev N., Windsperger J. An Extended Transaction Cost Model of Allocation of Decision Rights. Managerial and Decision Economic, 2013, vol. 34, iss. 3, pp. 170–182. doi: 10.2307/23464298
  15. Бардасова Э.В. Тенденции развития мультифраншизы в России в сфере услуг // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 109–112. URL: Link.
  16. Симаева Н.П. Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России: финансово-экономические и правовые аспекты // Вестник ВолГУ. Сер.: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-2. С. 102–108.
  17. Обыденов А. Франчайзинг как особая форма институциональных соглашений // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 114–128.
  18. Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников // Современная конкуренция. 2007. № 4. С. 80–90.
  19. Ляско А. Трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 64–80.
  20. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Романова А.Т. Нужен ли России франчайзинг? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 66–68.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-9381 (Online)
ISSN 2073-5081 (Print)

Свежий номер журнала

т. 27, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала