«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Выбор инструментария для обоснования независимости экспертных оценок качества разработки электронных образовательных ресурсов

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 11, вып. 13, апрель 2015

Доступна онлайн: 05.04.2015

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 10-20

Ларин С.Н. кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация sergey77707@rambler.ru

Жилякова Е.В. кандидат экономических наук, советник федерального государственного бюджетного учреждения «Российский гуманитарный научный фонд», Москва, Российская Федерация lenag@rfh.ru

Предмет/тема. Следствием модернизации сферы образования в России стало активное внедрение в процесс обучения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в качестве инновационных составляющих для формирования и разработки современных образовательных технологий (СОТ). Однако далеко не все ЭОР по своим качественным характеристикам полностью отвечают требованиям ФГОС и других нормативных документов. Предметом статьи является экспертная оценка качества разработки ЭОР.
     Цели/задачи.
В этой связи основная задача данной статьи заключается не только в выборе инструментария для экспертной оценки качества разработки ЭОР, но и методов для обоснования независимости экспертных оценок. Экспертная оценка качества разработки ЭОР является специальным исследованием, для проведения которого должны использоваться современный инструментарий, позволяющий получать научно обоснованные и проверяемые результаты.
     Методология.
Для решения указанной задачи в работе использовались основные положения теории экспертных оценок, структурированное представление дидактического контента средствами ЭОР, инструментарий математической статистики, распределение независимых случайных величин и непараметрические методы для оценки тесноты связи, а также ранговые коэффициенты Спирмена и Кендалла.
     Результаты.
В ходе проведения исследований установлено, что экспертная функция является одной из важнейших и общепризнанных в педагогической практике. Решена проблема научной обоснованности независимости экспертных оценок и выбора соответствующего инструментария для экспертной оценки качества разработки ЭОР. Подтверждены гипотезы о независимости оценок экспертов и слабой зависимости между изучаемыми мнениями экспертов.
     Выводы/значимость.
В эпоху информатизации роль экспертизы существенным образом меняется. Из элемента обоснования управленческого решения она превращается в важный и значимый социальный институт оценки качества и начинает играть существенную роль в жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере образования. Описанные в статье методы и математический аппарат могут использоваться для экспертной оценки качества разработки ЭОР.

Ключевые слова: сфера образования, электронные образовательные ресурсы, дидактический контент, экспертная оценка, независимость экспертных оценок, аппарат математической статистики, непараметрические методы, оценка тесноты связи оценок

Список литературы:

  1. Валеев Г.Х. Экспертиза квалификационных научных исследований. М.: Логос, 2005. 112 с.
  2. Гусева А.И., Гаврилов С.И., Тихомирова А.Н. Модель управления качеством информационно-образовательных ресурсов // Программные продукты и системы. 2010. № 1. С. 146–149.
  3. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 2001. 133 с.
  4. Жилякова Е.В. Методы экспертной обработки по принципу согласованности с оценками большинства // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2006. Т. 13. Вып. 3. С. 532–534.
  5. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 336 с.
  6. Кендал М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975. 216 с.
  7. Кендал М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 1973. 899 с.
  8. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. М.: Физматлит, 2006. 816 с.
  9. Косолапов Н. Политика, экспертиза, общество: узлы взаимозависимости // Pro et Contra, 2003. Т. 8. № 26. С. 18–31.
  10. Крамер Г. Математические методы статистики. М.: Мир, 1976. 648 с.
  11. Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Пути совершенствования механизмов независимой экспертизы и финансовой поддержки инициативных научных исследований // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35. С. 11–20.
  12. Ларин С.Н., Малков У.Х., Баранова Н.М. Экспертная система оценки инновационных и технологических качеств электронных образовательных ресурсов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 25. С. 54–59.
  13. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: УРСС, 2010. 224 с.
  14. Нестеров А.В. Основы экспертно-исследовательской деятельности. М.: ВШЭ, 2009. 163 с.
  15. Орлов А.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2006. 672 с.
  16. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: учебно-методический комплект / сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. М.: АСОУ, 2006. 192 с.
  17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2007. 368 с.
  18. Синаторов С.В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы их разработки. URL: http://www.sinato-rovsv.ru.
  19. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.
  20. Филиппов А.Ф. Участь эксперта // Отечественные записки. 2003. № 1. C. 7–15.
  21. Файзильберг Л.С. Обучаемая система поддержки коллективного решения группы независимых экспертов // Управляющие системы и машины. 2003. № 4. С. 62–67.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 13, вып. 11, ноябрь 2017

Другие номера журнала