+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Проблемы систем менеджмента качества российских организаций в современных условиях

т. 11, вып. 26, июль 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 18.03.2015

Получена в доработанном виде: 01.04.2015

Одобрена: 20.04.2015

Доступна онлайн: 19.07.2015

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Страницы: 16-25

Маколов В.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация 
vmakolov@yandex.ru

Предмет/тема. В современных динамичных условиях потенциал систем менеджмента качества российских предприятий и организаций не используется в полной мере, что связано с объективными и субъективными факторами, в частности недооценкой роли данных систем в повышении конкурентоспособности компаний.
     Цели/задачи. Целью исследования является выявление и обоснование проблем систем менеджмента качества российских предприятий и организаций, снижающих потенциал данных систем.
     Методология. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в формате интернет-опроса, на предмет выявления влияния стандартов ISO серии 9000 на системы менеджмента качества предприятий реального сектора экономики и организаций сферы услуг.
     Результаты. Проведенное исследование позволило выявить ключевые факторы внедрения, выгоды от использования и основные проблемы международного стандарта ISO 9001:2008. Кроме того, установлено отношение руководителей компаний к использованию стандарта ISO 9004:2009 и проекту новой версии стандарта ISO 9001:2015. Сформулированы выводы по основным зонам неполного использования потенциала систем менеджмента качества российских предприятий и организаций.
     Выводы/значимость. В статье показано, что на российских предприятиях и в организациях имеет место неполное использование потенциала современных систем менеджмента качества. В первую очередь это относится к обеспечению высокой удовлетворенности потребителей, вовлеченности высшего руководства в менеджмент качества и является следствием недостаточных усилий в реализации процессного подхода к управлению. Для повышения конкурентоспособности компаний необходимо изменить их отношение к системе менеджмента качества и базовым принципам работы в парадигме "рынок потребителя".

Ключевые слова: менеджмент качества, опрос, проблема качества

Список литературы:

  1. Dahlgaard-Park S.M., Dahlgaard J.J. Organizational learnability and innovability // International Journal of Quality and Service Sciences. 2010. № 2(2). P. 153–174.
  2. Dahlgaard J.J,.Kristensen K., Kanji G.K. Fundamentals of Total quality management (in Polish). Warszawa: PWN, 2001.
  3. Jain S.K., Ahuja I.S. ISO 9000 Quality Management System: Literature review and directions // International Journal of Technology, Policy and Management. 2012. Vol. 12. Iss. 4. P. 312–343.
  4. The ISO Survey of Management System Standard Certifications. URL: Link.
  5. Скрипко Л.Е. «Принципиальный» взгляд на качественный менеджмент // Методы менеджмента качества. 2015. № 2. С. 10–17.
  6. Горячев В.В. Что мешает результативному и эффективному функционированию СМК? // Методы менеджмента качества. 2013. № 6. С. 51–55.
  7. Стацук И.П., Шапкина Ю.А. Построение СМК на отечественных предприятиях с использованием систем бизнес-моделирования // Экономика и управление. 2012. № 4. С. 30–36.
  8. Томсон Н. Трактуем Деминга. Международный проект. URL: Link.
  9. ISO 9000 User Survey Report. URL: Link.
  10. Масааки Имаи Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 274 с.
  11. Cagnazzo L., Taticchi P., Fuiano F. Impacts of ISO 9000 on business performances: a literature review // Recent Advances in E-Activities, Information Security and Privacy. Proceedings of the 8th WSEAS International Conference on E-Activities (E-Activities '09), Proceedings of the 8th WSEAS International Conference on Information Security and Privacy (ISP '09). Puerto De La Cruz (Tenerife, Canary Islands, Spain), December 14–16. 2009. P. 35–41.
  12. Лапидус В.А. Доктор Дж. Джуран критикует стандарты ISO серии 9000 // Стандарты и качество. 1999. № 11. С. 71.
  13. Crosby Ph.B. Quality is Free: The Art of Making Quality Certain. New York: McGraw-Hill, 1979.
  14. Feigenbaum A.V. Total Quality Control. New York: McGraw-Hill, 1961.
  15. Oakland J. Leadership and policy deployment: The backbone of TQM // Total Quality Management & Business Excellence. May–June 2011. Vol. 22. № 5-6. P. 517–534.
  16. Deming W.E. Out of the crisis. Cambrige, MA: MIT CAES, 1986.
  17. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 376 с.
  18. Hamrol A. How political power and economic circumstances can influence pursuits of excellence in quality management: The Polish example // Total Quality Management & Business Excellence. May–June 2011. Vol. 22. № 5-6. P. 619–640.
  19. Адизес И.К. Стремление к Расцвету. Максимизируйте успех вашей компании с помощью программы Адизеса. М.: Дело АНХ, 2009. 256 с.
  20. Мацусита К. Миссия бизнеса. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 189 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала