Семенова Н.Н.доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация nnsemenova@mail.ru
Ишуткина К.А.аспирантка кафедры финансов и кредита, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация kristinaai@mail.ru
Предмет/тема. Предметом настоящего исследования является система финансового обеспечения сферы культуры. В условиях ограниченности бюджетных средств важнейшей задачей государственной экономической политики России является создание условий для развития государственно-частного партнерства, социального предпринимательства, благотворительности и меценатства в сфере культуры. Цели/задачи. Целью работы является обоснование необходимости формирования консолидированной системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе использования механизма государственно-частного партнерства для финансирования культуры. Методология. Методологической основой для данной работы послужили принципы системного подхода к исследованию социально-экономических процессов, позволившие выявить сущностные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития, выделить причины возникновения противоречий между ними. Кроме того, в процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ и синтез. Результаты. В статье проведен анализ современного уровня государственного финансирования культуры в Российской Федерации. Обоснована необходимость формирования и развития консолидированной системы финансового обеспечения учреждений культуры на основе механизма государственно-частного партнерства. Раскрыты основные элементы данной системы. Рассмотрены основные принципы (правовые, экономические, организационные) и направления развития государственно-частного партнерства в сфере культуры (концессия, аутсорсинг и инвестиционные соглашения). Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что развитие государственно-частного партнерства в социально-культурной сфере требует стабильной государственной экономической политики, направленной на поощрение частной инициативы, в частности на применение соответствующих мер поддержки государственно-частного партнерства. Отмечено, только эффективное взаимодействие всех органов власти и бизнеса в реализации программ, направленных на развитие сферы культуры, увеличение культурной привлекательности и повышение качества предоставляемых услуг может обеспечить формирование и развитие полноценной культурной среды как важнейшего условия улучшения качества жизни населения Российской Федерации.
Ключевые слова: финансовое обеспечение, государственно-частное партнерство, сфера культуры
Список литературы:
Аниканова Т.В. Государственно-частное партнерство как направление совершенствования бюджетной системы России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: материалы Международной науч.-практ. конференции. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2011. С. 8–12.
Евменов А.Д., Голубев Г.М. Перспективы внедрения концепции государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2012. № 4. С. 17–22.
Зельднер А.Г. Совершенствованию государственно-частного партнерства в России системный подход // Экономические науки. 2013. № 1. С. 7–14.
Крайкова Н. Тенденции развития частно-государственного партнерства в сфере культуры России. URL: Link.
Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 368 с.
Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. 2013. № 24. С. 18–29.
Нюхаев Д.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 116–119.
Киреев А.В., Соколов И.А., Тищенко Т.В., Худько Е.В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. М.: Дело, 2012. 512 с.
Иголкина Л.М. Зарубежный опыт организации и финансировании государственно-частного партнерства // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 4. С. 40–45.
Чернышов А.Н. Государственно-частное партнерство: сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыт // Социум и власть. 2015. № 1. С. 90–95.
Иголкина Л.М. Государственно-частное партнерство. Особенности взаимодействия // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 335–337.
Мамонова Г.В., Канцур І.Г. Моделювання пріоритетів фінансового забезпечення соціальної сфери // Бізнес Інформ. 2014. № 1. С. 179–183.
Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. М.: Юстицинформ, 2012. 382 с.
Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. 2009. № 17. С. 12.
Аблаев И.М. Основные принципы государственно-частного партнерства в условиях модернизации российской экономики // Экономические науки. 2013. № 2. С. 17–20.
Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд-во ВШЭ, 2010. 287 с.
Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы законодательного регулирования // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 1. С. 36–41.
Абанкина Т.В. Модель многоканального финансирования организаций культуры: социальное партнерство культуры, власти и бизнеса. URL: Link.
Зельднер А.Г. Правовые проблемы развития государственно-частного партнерства // Вопросы экономики и права. 2011. № 1. С. 7–10.
Макаренко О.В. Государственно-частное партнерство в сфере культуры / Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). М.: Изд-во МГУК, 2014. № S6. С. 187–191.
Министерство культуры Российской Федерации, ООО «Центр развития правовых технологий». Исследование по теме: Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры. URL: Link.