+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ процесса институционализации корпоративной социальной ответственности в России

т. 11, вып. 34, сентябрь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 18.05.2015

Одобрена: 26.05.2015

Доступна онлайн: 28.09.2015

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Страницы: 2-15

Савина Т.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация 
savinatn@yandex.ru

Предмет. Современное социально-экономическое развитие России требует активного переосмысления идей и взглядов на процесс становления и развития бизнеса с точки зрения внедрения в его деятельность основ корпоративной социальной ответственности (КСО). Решение существующей проблемы возможно с помощью активного внедрения в практику хозяйственной деятельности социально ответственных компаний институциональных преобразований. Предметом настоящего исследования является процесс институционализации концепции КСО.
     Цели. Цель исследования состоит в обосновании возрастающей роли институциональных основ становления и развития КСО в России и выработке ключевых мер, способствующих реализации процесса институционализации социально ответственного поведения отечественного бизнеса.
     Методология. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (диалектический и сочетание исторического и логического единства, метод эмпирического обобщения, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки динамики и интенсивности развития процессов институционализации КСО (экспертные оценки). В работе также использованы инструменты системного анализа.
     Результаты. Определены институциональные возможности и предпосылки становления и развития КСО в России. Обоснована возрастающая роль процесса институционализации, позволяющего достичь положительных результатов в социально-экономической деятельности современных хозяйствующих субъектов и обеспечить повышение эффективности экономического порядка в их работе. Изучена практика институциональных преобразований в направлении развития КСО, определены меры, способствующие реализации процесса институционализации КСО в современной России.
     Выводы. Сделан вывод о том, что институциональные преобразования в области социальной ответственности бизнеса должны отвечать цивилизованным "правилам игры" ведения бизнеса. Учитывая российские институциональные особенности, установлено, что крайне важен пересмотр взглядов институтов власти, поскольку институт КСО учитывает необходимые нормы и правила социального партнерства, т.е. функционирование и развитие взаимодействия частного, государственного и некоммерческого секторов. Они в свою очередь обеспечивают (продуцируют) социальную направленность и/или ориентацию внутри экономической системы как на микро- , так и на мезо- и макроуровнях.

Ключевые слова: институт, бизнес, институционализация, корпоративная социальная ответственность, ответственное финансирование

Список литературы:

  1. Bоwen H. Social Responsibilities of the Businessman. NY: Harper & Row. 1953. P. 120–124.
  2. Карнеги Э. Автобиография. Евангелие богатства. СПб: Попурри, 2014. 480 с.
  3. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. NY: The MacMillan Company, 1932. P. 256–274.
  4. Chandler A.D. The Visible Hand. The Managerial Revolution in American busi¬ness. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1977. P. 87–92.
  5. Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. № 4. P. 503–530.
  6. Coase R. The Nature of the firm // Economica. 1937. Vol. 4. № 16. P. 386–405.
  7. Friedman M.A. Friedman doctrine – The social responsibility of business is to increase its profits // The New York Times magazine. 1970. P. 32–33; 122–126.
  8. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 25–27.
  9. Кричевский Н.A., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008. С. 216.
  10. Салимова T.A., Ольховикова Н.Б. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12 (906). С. 74–78.
  11. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 63–72.
  12. Либоракина M.И. Социальные инвестиции российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 230 c.
  13. Литовченко С., Корсакова M. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С. 100.
  14. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2015. 338 с.
  15. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. М.: КомКнига, 2005. 184 с.
  16. Крылов А.Н. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели – мораль – успех – устойчивое развитие. М.: ИКАР; Берлин: Вест-Ост-Ферлаг, 2013. С. 450.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала