«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Синергия производства военной и гражданской продукции (на примере авиационной промышленности)

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 13, вып. 1, январь 2017

Получена: 25.07.2016

Получена в доработанном виде: 22.08.2016

Одобрена: 15.09.2016

Доступна онлайн: 27.01.2017

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Страницы: 20-33

https://doi.org/10.24891/ni.13.1.20

Варшавский А.Е. доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий лабораторией, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация varshav@cemi.rssi.ru

Дубинина М.Г. научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация mgdub@yandex.ru

Предмет. Предметом исследования является взаимодействие и взаимовлияние военного и гражданского секторов компаний оборонно-промышленного комплекса на примере компаний авиационной промышленности. Синергия, возникающая благодаря существованию общих для обоих секторов задач, разработок, продуктов и технологий, приводит к улучшению показателей эффективности компаний и отрасли (в целом таких, как производительность труда, рентабельность и др.). Это объясняется возможностью использования, с одной стороны, результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также новейших технологий производства военной техники в гражданском секторе компаний оборонно-промышленного комплекса, а с другой – опыта, накопленного в гражданском секторе, при производстве военной техники. Одновременно диверсификация производства позволяет значительно повысить устойчивость компаний на рынках соответствующей продукции, способствует существенному росту их конкурентоспособности.
Цели. Выявить повышение (снижение) показателей эффективности ведущих авиационных компаний наиболее развитых стран при возрастании (снижении) доли производства продукции в гражданском секторе.
Методология. Методика исследования основана на изучении и моделировании показателей экономической эффективности производства военной и гражданской техники в ведущих авиационных компаниях наиболее развитых стран.
Результаты. Показано, что у всех рассмотренных зарубежных авиационных компаний показатели эффективности увеличиваются с ростом доли гражданской продукции в общем объеме выпуска.
Выводы. Выявлен значительный положительный синергетический эффект от расширения доли выпуска гражданской продукции для компаний оборонно-промышленного комплекса. Это особенно важно учитывать, в частности, при управлении развитием отечественной авиационной промышленности и других отраслей ОПК. Для этого необходим комплексный подход, а также обеспечение спроса на отечественную гражданскую авиатехнику с помощью государственного заказа и других мер.

Ключевые слова: авиационная промышленность, производительность труда, показатели эффективности

Список литературы:

  1. Kort J.F., Kluiters S. Reforming the Russian Aviation Industry // European Business Review. 2003. Vol. 15. Iss. 6. P. 381–389. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09555340310500569
  2. Батков А.М., Борисов А.А. Инновационное развитие авиационной техники. В кн.: Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности. Гл. 11. М.: Наука, 2004. С. 394–482.
  3. Колпаков С.К. История авиационной промышленности России. В кн.: История новой России. Очерки, интервью. Т. 3. СПб: Норма, 2011. С. 478–530.
  4. Кондратьев В.Б. Отрасли и секторы глобальной экономики: особенности и тенденции развития. М.: Международные отношения, 2015. 448 с.
  5. Hartley K., Sandler T. Economics of Alliances: The Lessons for Collective Action // Journal of Economic Literature. 2001. Vol. 39. Iss. 3. P. 869–896. doi: 10.1257/jel.39.3.869
  6. Kleiner M.M., Leonard J.S., Pilarski A.M. How Industrial Relations Affects Plant Performance: The Case of Commercial Aircraft Manufacturing // Industrial and Labor Relations Review. 2002. Vol. 55. No. 2. P. 195–218.
  7. Никитин Н.Ф., Чернер Н.В. Анализ организационно-экономических проблем авиационного двигателестроения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва. 2011. № 1. С. 214–226.
  8. Gansler J. Integrating Civilian and Military Industry // Issues in Science and Technology. 1988. Vol. 5. Iss. 1. P. 68–73.
  9. Esposito E. Strategic Alliances and Internationalisation in the Aircraft Manufacturing Industry // Technological Forecasting & Social Change. 2004. Vol. 71. Iss. 5. P. 443–468. doi: http://dx.doi.org/10.1016/S0040-1625(03)00002-7
  10. Варшавский А.Е., Давыдов М.В. Ретроспективный анализ развития компаний. В кн.: Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности. Гл. 15. М.: Наука, 2004. С. 627–692.
  11. Варшавский Л.Е. Методологические основы моделирования развития олигополистических рынков продукции с длительным жизненным циклом (на примере рынка гражданской авиационной техники) // Прикладная эконометрика. 2010. № 4. С. 53–74.
  12. Goyal R., Negi D. Impact of Global Economic Crisis on Airline Industry // IRACST – International Journal of Commerce, Business and Management (IJCBM). 2014. Vol. 3. Iss. 2. P. 297–301.
  13. Gillen D., Morrison W.G. Aviation Security: Costing, Pricing, Finance and Performance // Journal of Air Transport Management. 2015. Vol. 48. P. 1–12. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jairtraman.2014.12.005
  14. Candau F., Rey S. The Effect of the Euro on Aeronautic Trade: A French regional analysis // Economic Modelling. 2014. № 41. P. 345–355. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.econmod.2014.05.017
  15. Bailey M.N., Solow R.M. International Productivity Comparisons Built from the Firm Level // Journal of Economic Perspectives. 2001. Vol. 15. Iss. 3. P. 151–172. doi: 10.1257/jep.15.3.151
  16. Braddon D., Hartley K. Aerospace Competitiveness Study: Research Monograph. Ser. 14. York: University of York, Centre for Defence Economics, 2002. 98 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 13, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала