+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Глобальные и национальные вызовы для гражданской авиации, авиастроения и авиационной науки

т. 13, вып. 2, февраль 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 06.09.2016

Получена в доработанном виде: 10.10.2016

Одобрена: 28.10.2016

Доступна онлайн: 28.02.2017

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 285-298

https://doi.org/10.24891/ni.13.2.285

Рождественская С.М. начальник отдела методического и нормативного обеспечения, ФГБУ НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Российская Федерация 
rozhdestvenskayasm@nrczh.ru

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация 
vlad_klochkov@mail.ru

Предмет. В работе проводится системный анализ ключевых глобальных и национальных вызовов для российского и зарубежного воздушного транспорта и для российского авиастроения. Формулируются возможные стратегические направления развития российского авиастроения и задачи для отечественной авиационной науки.
Цели. Определение требованиий к перспективной авиационной технике (вплоть до конкретных диапазонов целевых значений ее технических характеристик), позволяющей обеспечить решение ключевых глобальных и национальных задач в области развития воздушного транспорта.
Методология. При описании текущего состояния российского авиастроения, в том числе авиационной науки, были использованы принципы SWOT-анализа. Для расчета потребных характеристик перспективной авиационной техники определенных классов использовалось экономико-математическое моделирование.
Результаты. Выявлено различие проблем развития гражданской авиации, актуальных для стран с низкой (Россия) и высокой (ЕС, США) доступностью воздушных перевозок и интенсивностью воздушного движения. Показано, каким образом сложившиеся условия влияют на возможные стратегические направления развития российской авиационной промышленности и каким критериям должна удовлетворять новая техника, чтобы стать конкурентоспособной на мировом рынке.
С учетом перспектив развития авиационной промышленности сформулированы и обоснованы генеральные цели и для авиационной науки. Подчеркнуто, что сложившаяся ситуация технологического разрыва создает для прикладной науки не только вызовы, но и шансы для осуществления рывка в развитии. Описаны сильные стороны российской авиационной науки и способы, с помощью которых эти шансы могут быть реализованы: применение достижений фундаментальной науки, межотраслевая интеграция технологий.
Выводы и значимость. Специфика национальных вызовов, стоящих перед российской гражданской авиацией и авиационной промышленностью, определяет необходимость разработки уникальных технологий, удовлетворяющих противоречивым требованиям, не характерным для авиации развитых стран. Это является благоприятной возможностью для российской прикладной авиационной науки.

Ключевые слова: гражданская авиация, авиастроение, прикладная наука, развитие, вызовы, научно-технический задел

Список литературы:

  1. Клочков В.В. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 280 с.
  2. Колпаков С.К. История авиационной промышленности России. В кн.: «История новой России. Очерки, интервью». В 3 т. / под общ. ред. П.С. Филиппова. СПб: Норма, 2011.
  3. Wright T.P. Factors Affecting the Cost of Airplanes // Journal of Aeronautical Sciences. 1936. Vol. 3. Iss. 4. P. 122–128.
  4. Мантуров Д.В., Клочков В.В. Методологические проблемы стратегического планирования развития российской авиационной промышленности // Труды МАИ. Электронный журнал. 2012. № 53. URL: Link.
  5. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 310 с.
  6. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. Тверь: Купол, 2009. 624 с.
  7. Авиационная наука и технологии 2030. Форсайт, основные положения. М.: Изд-во ЦАГИ, 2012. 190 с.
  8. Мединец С.Н., Егоров А.К., Овечкин Ю.В. Решение актуальных вопросов развития нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения жизненного цикла авиационной техники // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2014. № 4. С. 17–23.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала