«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Кроссрегиональный эффект строительства Керченского моста на уровне Темрюкского района Краснодарского края: сценарии и перспективы исследования

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 13, вып. 6, июнь 2017

Получена: 22.02.2017

Получена в доработанном виде: 21.03.2017

Одобрена: 18.04.2017

Доступна онлайн: 29.06.2017

Рубрика: Инновации и инвестиции

Коды JEL: O22, R58

Страницы: 1129-1139

https://doi.org/10.24891/ni.13.6.1129

Патракеева О.Ю. кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, Ростов-на-Дону, Российская Федерация OlgaPatrakeyeva@yandex.ru

Предмет. С присоединением Республики Крым к Российской Федерации появилась острая необходимость преодоления инфраструктурных ограничений, препятствующих развитию связей между материковой частью страны и полуостровом. Решение данной проблемы требует масштабных инвестиций в модернизацию существующей транспортной инфраструктуры, а именно – в строительство новой железнодорожной, автомобильной и портовой составляющих.
Цели. Попытка совершенствования походов к оценке воздействия данного проекта на траекторию развития национальной и региональной экономики предопределяет актуальность темы и цель работы.
Методология. С помощью применения сценарного подхода проведена оценка влияния крупномасштабных инфраструктурных проектов на региональное развитие с учетом мультипликативного эффекта в экономике, возникающего за счет межотраслевых связей.
Результаты. Результаты, полученные в процессе исследования, являются начальным этапом создания аналитического инструментария, предназначенного для изучения макроэкономических эффектов реализации проекта строительства Керченского моста, стимулирующих развитие Краснодарского края. Для решения данной задачи проведен анализ социально-экономического положения Темрюкского района как территории, непосредственно вовлеченной в данный крупномасштабный транспортный проект. Предложенные сценарии развития Темрюкского района характеризуют межотраслевые взаимодействия и контуры обратных связей, имеют перспективу включения в соответствующий модельный инструментарий. Представлены качественный анализ сценариев и обзор рисков их реализации, а также описание текущего состояния инфраструктуры побережья Керченского пролива. Показано, что строительство мостового перехода через пролив критически необходимо для стимулирования экономической активности (межрегиональной и международной торговли), наращивания грузо- и пассажиропотоков.
Выводы. Подобные крупномасштабные проекты наряду с прямыми эффектами оказывают и косвенное влияние на развитие охватываемых ими территорий.

Ключевые слова: крупномасштабный проект, Керченский мост, макроэкономический эффект

Список литературы:

  1. Ганиева А.А. Макроэкономические эффекты реализации крупномасштабных проектов // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2009. № 6. С. 108–111.
  2. Михеева Н.Н., Новикова Т.С., Суслов В.И. Оценка инвестиционных проектов на основе комплекса межотраслевых межрегиональных моделей // Проблемы прогнозирования. 2011. № 4. С. 78–90.
  3. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3. С. 65–78.
  4. Фащук Д.Я., Петренко О.А. Керченский пролив – важнейшая транспортная артерия и рыбопромысловый район Азово-Черноморского бассейна // Юг России: экология, развитие. 2008. № 1. С. 15–22. URL: http://dx.doi.org/10.18470/1992-1098-2008-1-16-24
  5. Матишов Г.Г. Исторические и геополитические угрозы национальной безопасности: Азово-Причерноморье и Прикаспий в XXI веке. Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015. 304 с.
  6. Новиков Р.В. Керченский мост как приоритетный инфраструктурный проект транспортной системы России // Транспорт Российской Федерации. 2014. № 5. С. 13–16.
  7. Матишов Г.Г. Украина и Россия: книга иллюстраций взаимоотношений и истории (обстоятельства, риски, тенденции). Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. 224 с.
  8. Banister D., Berechman Y. Transport investment and promotion of economic growth // Journal of Transport Geography. 2001. Vol. 9. Iss. 1. P. 209–218. URL: https://doi.org/10.1016/S0966-6923(01)00013-8
  9. Elburz Z., Nijkamp P., Pels E. Public infrastructure and regional growth: Lessons from meta-analysis // Journal of Transport Geography. 2017. Vol. 58. P. 1–8. URL: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2016.10.013
  10. Крыленко В.В., Косьян Р.Д. Перспективы развития курортно-рекреационной отрасли в районе Керченского пролива. В кн.: Аграрная география в современном мире. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2014. С. 308–310.
  11. Кибалов Е.Б., Кин А.А., Хуторецкий А.Б. Оценка эффективности крупномасштабных транспортных проектов // Регион: экономика и социология. 2012. № 2. С. 161–187.
  12. Цыганов В.В., Кадымов Д.С. Методы экспертизы крупномасштабного транспортного проекта // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4. С. 22–27. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/ot_2014_4.pdf
  13. Петроневич М.В. Влияние модернизации сети федеральных автодорог на рост отдельных макроэкономических показателей // Экономический журнал ВШЭ. 2009. № 2. С. 295–322.
  14. Викулова Е.Ю. Инвестиционный потенциал региона // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 4. С. 193–196.
  15. Гольская Ю.Н., Кузнецова И.А. Оценка влияния транспорта на социально-экономическое развитие регионов // Известия Байкальского государственного университета. 2010. № 5. С. 61–64.
  16. Лившиц В.Н. Крупномасштабные транспортные проекты в России. В кн.: Управление развитием крупномасштабных систем. М.: Издательство физико-математической литературы, 2012. С. 69–80.
  17. Шибикин Д.Д. Крупномасштабные инвестиционные проекты: проблема выбора в условиях неопределенности // Регион: экономика и социология. 2016. № 3. С. 162–177.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 13, вып. 10, октябрь 2017

Другие номера журнала