+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Мультикультурная стратегия вуза как фактор повышения конкурентоспособности (на примере регионального вуза)

т. 12, вып. 34, сентябрь 2014

Доступна онлайн: 17.09.2014

Рубрика: СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 49-57

Ермаков Ю.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и организационного управления, Государственная полярная академия 
priemgpa@mail.ru

Старобинская Н.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 
nadine.star@mail.ru

Чеснокова М.С. кандидат филологических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский государственный университет 
m_chesnokova77@mail.ru

В настоящее время много говорят о глобальной конкурентоспособности и попадании вузов в систему глобальных рейтингов. Однако для большинства региональных вузов этот путь закрыт. В то же время данные учебные заведения обладают иными конкурентными возможностями, которые возникают, например, за счет использования возможностей развития регионального вуза как вуза мультикультурного. Данная стратегия позволяет улучшить имидж вуза и укрепить его бренд. В статье рассматривается применение стратегии мультикультурности как одного из факторов повышения конкурентоспособности для регионального вуза. Продемонстрировано, что развитие такого рода компетенций является важным шагом на пути к эффективной подготовке кадров в условиях Болонского процесса. Даны основные характеристики мультикультурного образования. Развитие данных характеристик и возможностей вуза основано на его уникальном ресурсном комплексе и, таким образом, способно дифференцировать образовательные услуги вуза, что обеспечит ему ключевое отличие от конкурентов и позволит занять уникальную рыночную нишу. В работе показано, что для российских вузов наиболее приемлемым является развитие мультикультурных характеристик по этническому признаку, что позволяет сформировать нишевую ориентацию вуза, при этом значительно возрастает его общественная и социальная роль. В статье рассмотрен пример мультикультурного вуза с региональной ориентацией - Государственной полярной академии (Санкт-Петербург), которая за счет активного использования мультикультурных компетенций смогла занять свое место на рынке образовательных услуг и успешно развивать свой имидж в российских регионах с высокой культурной дивергенцией.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, Болонский процесс, мультикультурные вузы, мультикультурное образование, имидж вуза, ресурсный потенциал

Список литературы:

  1. Глотов М.Б., Спиридонова В.А. Адаптация иногородних студентов к культуре Санкт-Петербурга // Телескоп. 2006. № 3. С. 36–38.
  2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 93.
  3. Лоншакова В.В. Мультикультурное образование в России и Франции: сравнительный анализ // Гуманитарный вектор. Серия: педагогика, психология. 2010. № 2. С. 18–20.
  4. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. М.: Гардарики. 2006. 287 с.
  5. Лякин А.Н. Структурные сдвиги в российской экономике и промышленная политика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 1. С. 39–52.
  6. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 67–71.
  7. Пашкус В.Ю. Оценка конкурентоспособности вузов с учетом их ресурсного потенциала (на примере вузов Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 34. С. 44–49.
  8. Пашкус В.Ю. Социально-культурная сфера как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 10. С. 44–49.
  9. Пашкус Н.А. Критерии оценки эффективности и результативности инновационного реформирования в системе образования // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 14. С. 60–66.
  10. Пашкус Н.А. Эффективность реформ образования в России: теоретические подходы и методики оценки. Саарбрюккен: LAP. 2011. 260 с.
  11. Пашкус Н.А., Старобинская Н.М., Бончукова Д.А. Инновации в вузах: от продвижения до стратегии инновационного развития // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 3. С. 134–140.
  12. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: уч. пособие. М.: Логос. 2002. 224 с.
  13. Потапова И. А. Теоретико-методологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона // Гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 107–114.
  14. Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. № 6. С. 59–60.
  15. Пугачева Е.А. Формирование толерантности в процессе поликультурного образования // Bridge – Мост: Язык и Культура. 2007. № 19. С. 75–78.
  16. Рыбаков Ф. О сущности и содержании экономической политики // Экономист. 2009. № 5. С. 39–43.
  17. Социализация студентов в условиях полиэтнического вуза: монография. СПб.: Государственная полярная академия. 2011. 90 c.
  18. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 35–37.
  19. Чеснокова М.С. Кросс-культурный менеджмент: Особенности деловых культур и проблемы коммуникаций // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2012. Том 5. № 3. С. 123–133.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 4, апрель 2024

Другие номера журнала