+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Эталонная маркетинговая стратегия региона: синтез лучших мировых практик

т. 14, вып. 1, январь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 13.07.2015

Одобрена: 23.07.2015

Доступна онлайн: 24.01.2016

Рубрика: ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Страницы: 18-32

Фролов Д.П. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация 
ecodev@mail.ru

Луговая О.А. аспирантка кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация, маркетолог ООО НПП «Термалком» 
lugovayao@mail.ru

Тема. Статья посвящена изучению зарубежного опыта разработки и реализации планов маркетинга различных территорий и формированию эффективной маркетинговой стратегии для российских регионов. Ввиду того что маркетинговая стратегия региона является одним из ключевых факторов его развития в условиях усложнения рыночной среды, предпринята попытка систематизации лучших зарубежных практик внедрения стратегического маркетингового подхода.
Цели и задачи. Разработка маркетинговой стратегии региона и механизмов ее реализации в целях обобщения и структуризации существующего опыта средне- и долгосрочного маркетингового планирования. В рамках поставленной цели реализованы следующие задачи: рассмотрены зарубежные примеры маркетинговых стратегий, предложена методика формирования эталонной маркетинговой стратегии региона, сформулированы механизмы внедрения и реализации регионального маркетинга.
Методология. Методологической базой исследования являются комплексно-компаративный анализ стратегических маркетинговых документов и синтез эффективного опыта зарубежных и российских регионов в области маркетинга территорий.
Результаты. Выявлены эффективные практики (подходы и формы) территориального маркетинга. Сформирована методика создания универсальной маркетинговой стратегии региона и сформулированы ее основные целевые положения и приоритетные задачи, а также разработан комплекс механизмов (в том числе управления региональным маркетингом, государственной поддержки, формирования привлекательности и конкурентоспособности региона, развития конкурентоспособного предложения, создания эффективной системы сбыта, формирования и продвижения положительного имиджа, разработки бренда, продвижения предложений региона).
Область применения. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в модернизации концептуальных и методических основ применения стратегического маркетингового подхода к управлению региональным развитием, которые могут быть использованы при разработке маркетинговых стратегий и программ различных субъектов Российской Федерации.
Выводы. На основе синтезирования существующего международного опыта реализации регионального маркетингового подхода аргументирована необходимость разработки регионами Российской Федерации комплексных маркетинговых стратегий и внедрения механизмов стратегического маркетинга в процесс управления территориальным развитием.

Ключевые слова: зарубежный опыт, маркетинг, регион, стратегия, бренд

Список литературы:

  1. Авдеева Т.Т., Илясова Е.В. Маркетинговое обеспечение стратегического планирования местного развития // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 328. С. 111–115.
  2. Барабанов А.С. Вологда: маркетинг для развития территории. Развитие территориального маркетинга в регионе // Российское предпринимательство. 2009. № 5-2. С. 168–174.
  3. Тарасов П.С., Смирнова Д.Ш. Интегральные показатели оценки эффективности территориального маркетинга // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2012. № 2. С. 152–155.
  4. Радченко В.П. Проблемное поле территориального маркетинга в парадигме управления социально-экономическим развитием территории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2011. № 1. С. 51–56.
  5. Овчинников В.Н., Кетова Н.П. Маркетинговые стратегии и инструментарий капитализации ресурсов периферийных регионов // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-2. С. 5–10.
  6. Бондарская Т.А. Управление региональной экономики как открытой системой // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 5-6. С. 27–31.
  7. Борисова О.М. Маркетинговое планирование городского развития // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 214–218.
  8. Дубровская Е.И. Формирование маркетинговой стратегии развития региона: методологический контекст // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 1. С. 64–69.
  9. Фролов Д.П., Шишков В.А. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 2. С. 84–98.
  10. Рябошапко В.П., Некрасова М.Л., Филобок А.А., Плискачева Н.А. Разработка концепции маркетинговой политики и стратегии ее реализации для курортного центра России (на примере муниципального образования города-курорта Горячий ключ Краснодарского края) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2012. № 2. С. 107–111.
  11. Толстых Д.В. Стратегическое направление развития территориального маркетинга // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 2. С. 173–184.
  12. Тамбиев А.Х. Роль маркетинга территорий и особых экономических зон в формировании региональной инновационной экономики // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 2-2. С. 141–146.
  13. Беляев В.И., Дмух И.С., Золотова М.Н., Золотова О.Н. Маркетинг территорий: уникальные характеристики мест и их использование в стратегическом управлении административно-территориальными образованиями // Известия Алтайского государственного университета. 2014. Т. 2. № 2. С. 285–291.
  14. Борисова О.М. Информационные компоненты разработки маркетинговой стратегии территории // Вестник Омского университета. 2013. № 1. С. 217–224.
  15. Жирар В., Бортолан А. Территориальный маркетинг и стратегическое планирование французских городов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2003. № 7. С. 41–55.
  16. Зиннуров У.Г., Сорокожердев А.С. Применение инструментария стратегического маркетинга при формировании стратегий регионального развития // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2011. Т. 15. № 1. С. 194–199.
  17. Тычинская И.А., Лобанова А.В. Использование технологий маркетинга для разработки стратегии развития региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 148–155.
  18. Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2008. № 1. С. 19–22. URL: Link.
  19. Барабанов А.С. Развитие территориального маркетинга в регионе // Проблемы развития территории. 2009. № 1. С. 15–25.
  20. Сенчукова Л.О. Маркетинговая стратегия региона // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2008. № 20. С. 22–27.
  21. Боташев Р.Б. Бренд как механизм формирования маркетинговой стратегии туристско-рекреационного региона // TERRA ECONOMICUS. 2008. Т. 6. № 2-2. С. 337–340.
  22. Андреева О.Ю., Анфёрова Е.А. Создание локального бренда как способ повышения экономического потенциала территории (на примере города Чердыни) // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2014. № 2. С. 86–93.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала