«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Механизм формирования конкурентных преимуществ (на примере пищевой отрасли региона)

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
т. 15, вып. 1, январь 2017

Получена: 08.04.2016

Получена в доработанном виде: 18.05.2016

Одобрена: 11.07.2016

Доступна онлайн: 17.01.2017

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Страницы: 101-116

https://doi.org/10.24891/re.15.1.101

Овчарук Н.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Хакасский технический институт – филиал Сибирского федерального университета, Абакан, Российская Федерация natalya.ovcharuk@yandex.ru

Прокопьева Е.Л. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Хакасский технический институт – филиал Сибирского федерального университета, Абакан, Российская Федерация evgenia-prokopjeva@yandex.ru

Предмет. Рост конкуренции, издержек и сокращение платежеспособного спроса в экономике Российской Федерации стимулируют предприятия искать новые пути создания конкурентоспособного производства. Повышение конкурентного потенциала представляется первостепенной задачей государства и отдельных регионов в рамках политики импортозамещения.
Цели и задачи. Цель данной работы состоит в разработке механизма формирования конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности как инструмента обеспечения конкурентоспособности продукции. Задачи исследования заключаются в изучении подходов к определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ; изучении методов и выявлении особенностей формирования конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности; разработке механизма наращивания конкурентных преимуществ пищевой отрасли Республики Хакасия.
Методология. В работе использованы такие методы научных исследований, как сравнение и аналогия, экономико-математический анализ и моделирование, метод научной абстракции (индукция и дедукция) и системный подход.
Результаты. Рассмотрены подходы классиков экономической мысли и современных ученых к определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Представлено уточнение понятий конкурентоспособности продукции, предприятия, отрасли и страны. Предложена концептуальная модель, устанавливающая взаимосвязь между конкурентоспособностью и конкурентными преимуществами. Исследован потенциал конкурентоспособности пищевой отрасли Республики Хакасия, выявлены проблемы в этой сфере и предложены пути их решения.
Выводы. Разработанный механизм формирования конкурентных преимуществ применительно к предприятиям пищевой промышленности по ценовым и органолептическим параметрам с учетом вертикальной и горизонтальной направленности имеет практическую значимость не только для исследуемого региона, но может быть актуальным и для других удаленных регионов Российской Федерации, имеющих схожие социально-экономические условия развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продукция, предприятие (отрасль), регион, ценовые и органолептические параметры

Список литературы:

  1. Ульянкин П.Н., Короткая М.В. Формирование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью отрасли пищевой промышленности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 4. С. 83–86.
  2. Коновалов К.Л., Мусина О.Н., Куприна И.К. Технологическое предвидение как фактор роста конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности // Пищевая промышленность. 2015. № 12. С. 20–24.
  3. Шишкина Н.П. Аналитическая оценка конкурентоспособности пищевой промышленности Забайкальского края // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 1. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20584. doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).7
  4. Урасова А.А. Особенности развития пищевой промышленности в Пермском крае в современных условиях // Ars Administrandi. 2015. № 4. С. 124–138.
  5. Невматулина З.А. Оценка конкурентоспособности секторов АПК Казахстана в условиях ЕАЭС // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 10-2. С. 31–35.
  6. Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О.И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятий региональных агропродовольственных систем // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2. С. 28–37.
  7. Серегин С.Н., Каширина О.Н. Повышение конкурентоспособности – важнейший фактор экономического роста в пищевой промышленности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 8. С. 11–17.
  8. Крыжановская О.А., Вертакова Ю.В. Стратегические ориентиры развития конкурентоспособных отраслей промышленности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 6-1. С. 59–68.
  9. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. 2nd ed. New York, Free Press, 1998, 592 p.
  10. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. 2nd ed. New York, Free Press, 1998, 397 p.
  11. Казаковцева М.В., Гумарова Ф.З. Конкурентоспособность АПК как механизм обеспечения экономической безопасности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 633. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16910.
  12. Бочарова О.Н. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий АПК // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7. С. 19–23.
  13. Митяй О.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-1. С. 113–120. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57325.
  14. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. 2nd ed. New York, Free Press, 1998, 896 p.
  15. Kotler Ph., Armstrong G. Principles of Marketing. 12th edition. London, Pearson Education International, Prentice Hall, 2007, 736 p.
  16. Dickson P.R. Marketing Management. Fort Worth, Dryden Press, 1994, 560 p.
  17. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент: монография. М.: Маркетинг, 2002. 892 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 15, вып. 11, ноябрь 2017

Другие номера журнала