«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Долевая экономика на региональных рынках туризма: в чем секрет успеха компаний Airbnb и UBER?

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
т. 16, вып. 2, февраль 2018

Получена: 10.11.2017

Получена в доработанном виде: 14.11.2017

Одобрена: 15.12.2017

Доступна онлайн: 15.02.2018

Рубрика: МАРКЕТИНГ

Коды JEL: D22, K23, L14, L22, O35

Страницы: 379–394

https://doi.org/10.24891/re.16.2.379

Молчанова В.А. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Сочинский научно-исследовательский центр РАН, Сочи, Российская Федерация 
veramolchan@mail.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 2733-7081

Предмет. Работа посвящена характеристике феномена долевой экономики. Обобщены последствия рыночной деятельности ее глобальных лидеров – компаний Airbnb и Uber. Проанализированы их конкурентные преимущества на региональных рынках туризма.
Цели. Характеристика факторов успеха компаний долевой экономики, динамики изменений рынка под влиянием вхождения на него предприятий нового типа и использования определенных конкурентных стратегий.
Методы. В качестве методологии исследования использованы кейс-стади ведущих предприятий долевой экономики – Uber и Airbnb. Материалы, составившие основу кейс-стади, получены из открытых источников – прессы, веб-сайтов компаний и опубликованных результатов исследований их деятельности.
Результаты. Отличительной особенностью долевой экономики, помимо технологических инноваций, является широкое привлечение граждан к участию в бизнес-операциях на условной, временной основе. Инновацией бизнес-модели следует считать коммерциализацию личной собственности там и тогда, где это требуется, и уход предпринимателя-контрактника с рынка на время отсутствия спроса. Конкурентные стратегии долевой экономики преодолевают бизнес-модели вертикально интегрированной компании, по-новому развивая принцип индивидуализированного подхода к потребителю.
Выводы. Стратегии компаний долевой экономики индивидуализируют предложение услуг сообразно экономическим, политическим и социально-культурным параметрам рынка. Возможно также использование пробелов в законодательстве для недобросовестной конкуренции. Долевая экономика позиционирует себя как главный конкурент традиционной экономики услуг. Вместе с тем методы регулирования новой экономики еще не отработаны. Долевая экономика нуждается в управлении, обеспечивающем интересы взаимодействующих сторон и общества в целом. Результаты настоящей работы представляют интерес для теоретического анализа моделей сетевой экономики и прикладных исследований особенностей рыночного поведения интернет-агрегаторов услуг. Возможно использование результатов исследования в целях стратегического планирования и маркетинга услуг предприятиями туристического сектора экономики.

Ключевые слова: долевая экономика, инновационная модель бизнеса, Airbnb, конкурентные стратегии, сектор туризма

Список литературы:

  1. Chase R. Peers Inc: How People and Platforms Are Inventing the Collaborative Economy and Reinventing Capitalism. New York, Public Affairs, 2015, 306 p.
  2. Долгова М., Дрязгина Е. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель // Финансы, деньги, инвестиции. 2015. № 3. С. 13–18.
  3. Bardhi F., Eckhardt G.M. Access-Based Consumption: The Case of Car Sharing. Journal of Consumer Research, 2012, vol. 39, iss. 4, pp. 881–898. URL: https://doi.org/10.1086/666376
  4. John N.A. The Social Logics of Sharing. The Communication Review, 2013, vol. 16, no. 3, pp. 113–131.
  5. Forno F., Garibaldi R. Sharing Economy in Travel and Tourism: The Case of Home-Swapping in Italy. Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism, 2015, vol. 16, iss. 2, pp. 202–220. URL: https://doi.org/10.1080/1528008X.2015.1013409
  6. Katz V. Regulating the Sharing Economy. Berkeley Technology Law Journal, 2015, vol. 30, iss. 4, pp. 1067–1126. URL: https://doi.org/10.15779/Z38HG45
  7. Куренцов К.А. Экономика совместного потребления: поддержка, управление и регулирование. В кн.: Инновационные технологии в управлении. М.: ООО «МАКС Пресс», 2016. C. 26–36.
  8. Ert E., Fleischer A., Magen N. Trust and Reputation in the Sharing Economy: The Role of Personal Photos in Airbnb. Tourism Management, 2016, vol. 55, pp. 62–73. URL: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2016.01.013
  9. Бельских И.Е. Кризис региональной экономики 2015–2017 гг. в России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 26. С. 2–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-regionalnoy-ekonomiki-2015-2017-gg-v-rossii-poisk-alternativ-razvitiya
  10. Кузьмина Т.В. Социокультурный футурологический феномен совместного потребления: причины возникновения, признаки, эффекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9. C. 121–124.
  11. Плещенко В.И. Роль и место клубных институтов в процессах товарообмена и межфирменной координации в условиях новой экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. № 2. C. 3–9.
  12. Тетерятников К.С. Платформы P2P как инструмент альтернативного финансирования: международный и российский опыт // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2015. № 2. С. 109–119.
  13. Zervas G., Proserpio D., Byers J.W. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry. Journal of Marketing Research, 2017, vol. 54, iss. 5, pp. 687–705. URL: http://dx.doi.org/10.1509/jmr.15.0204
  14. Подвойский Г.Л. Роль новых технологий в экономике XXI века // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 6–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-novyh-tehnologiy-v-ekonomike-xxi-veka
  15. Belk R. You Are What You Can Access: Sharing and Collaborative Consumption Online. Journal of Business Research, 2014, vol. 67, iss. 8, pp. 1595–1600. URL: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2013.10.001
  16. Denning S. An Economy of Access is Opening for Business: Five Strategies for Success. Strategy & Leadership, 2014, vol. 42, iss. 4, pp. 14–21. URL: https://doi.org/10.1108/SL-05-2014-0037

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 9, сентябрь 2018

Другие номера журнала