«Региональная экономика: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

Russian Science Citation Index
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда преподавателей высшей школы

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
т. 16, вып. 5, май 2018

Получена: 20.01.2018

Получена в доработанном виде: 21.02.2018

Одобрена: 21.03.2018

Доступна онлайн: 15.05.2018

Рубрика: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Коды JEL: I23, I25, J31, J38

Страницы: 869–883

https://doi.org/10.24891/re.16.5.869

Смирнова Т.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация 
Smirtatan@yandex.ru

ORCID id: 0000-0002-0804-9760
SPIN-код: 9057-3433

Янченко Я.М. магистрант кафедры социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация 
Yana_1402@mail.ru

ORCID id: 0000-0001-8362-9135
SPIN-код: 3361-7568

Предмет. Высшее образование как один из конечных уровней системы образования несет ответственность за подготовку будущих специалистов в различных отраслях. В такой системе большую роль играют ее участники в лице преподавателей университетов. Качество работы преподавателей зависит от соответствия результатов работы вознаграждению. В статье анализируется существующая система стимулирования труда преподавателей вузов в РФ и предлагаются способы ее совершенствования.
Цели. Анализ системы стимулирования труда преподавателей высшей школы и разработка нового подхода к ее улучшению.
Методология. В работе использованы методы сравнения и анализа, статистические методы обработки экономических данных.
Результаты. Изучены динамика количества преподавателей в стране и структура заработной платы. Исследованы системы стимулирующих выплат в разных вузах страны. Проведен анализ стимулирования труда в Сибирском федеральном университете. Выявлены недостатки существующей системы и предложен авторский подход к ее совершенствованию.
Выводы. Выявлена тенденция сокращения числа преподавателей в вузах страны, что может быть связано с несоответствием заработной платы затраченному труду. Система стимулирования преподавателей не регламентируется на государственном уровне и имеет ряд недостатков. Для устранения существующих проблем авторами предложены трехуровневый механизм распределения показателей эффективности и коэффициенты, регулирующие изменчивость показателей, устанавливаемых университетом.

Ключевые слова: система высшего образования, система стимулирования труда, показатели эффективности труда, эффективный контракт, профессорско-преподавательский состав

Список литературы:

  1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ВШЭ, 2003. 672 с.
  2. Василенко О.Ю., Вельц Е.В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования) // Вестник Омского университета. 1999. № 4. С. 134–136. URL: http://www.omsu.ru/vestnik/articles/y1999-i4/a134/article.html#begin
  3. Модорский А.В. Стимулирующая функция заработной платы в системе функций заработной платы // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2014. № 1. С. 97–102. URL: http://econom.psu.ru/upload/iblock/56c/modorskiy-a.v.-stimuliruyushchaya-funktsiya-zarabotnoy-platy-v-sisteme-funktsiy-zarabotnoy-platy.pdf
  4. Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 74–78.
  5. Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 179–184. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-motivatsii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-v-vysshey-shkole
  6. Дятлов С.А., Добрынин А.И., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
  7. Лёшина М.А. Имитационная модель системы стимулирования труда преподавателей вуза // Программные продукты и системы. 2008. № 4. URL: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=1648&lang=
  8. Зинченко В.Д. Формирование эффективной системы мотивации и стимулирования труда преподавателей высшей школы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 169–172. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/12-3-formirovanie-effektivnoy-sistemy-motivatsii-i-stimulirovaniya-truda-prepodavateley-vysshey-shkoly
  9. Донова И.В. Вузовские реформы и профессионализм: новые стимулы и угрозы // ЭКО. 2016. № 6. C. 130–142.
  10. Масыч М.А., Паничкина М.В. Инструменты повышения результативности деятельности преподавателей вуза: материальный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 169–175. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/instrumenty-povysheniya-rezultativnosti-deyatelnosti-prepodavateley-vuza-materialnyy-aspekt

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 16, вып. 5, май 2018

Другие номера журнала