+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Механизмы реализации ответственности электроэнергетических компаний перед обществом

т. 14, вып. 46, декабрь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 05.10.2015

Одобрена: 26.10.2015

Доступна онлайн: 16.12.2015

Рубрика: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО И СЕТЕВОГО КАПИТАЛА

Страницы: 2-14

Грачёв И.Д. доктор экономических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
idg19@mail.ru

Колесник Г.В. доктор экономических наук, заместитель начальника Департамента развития технологий производства электротехнического оборудования ОАО «ФСК ЕЭС», Москва, Российская Федерация 
kolesnik-gv@fsk-ees.ru

Бендиков М.А. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, Москва, Российская Федерация 
Mihbekov@cemi.rssi.ru

Тема. Электроэнергетические компании – это крупные хозяйствующие субъекты стратегически важной инфраструктурной отрасли, деятельность которой имеет как экономическую, так и общественную значимость: отрасль во многом определяет качество жизни социума. Управление такими компаниями осуществляется исходя не только из экономических критериев эффективности, но и из необходимости учета внешних эффектов их деятельности.
     Задачи. В работе задача повышения ответственности электроэнергетических компаний перед обществом рассматривается в общем контексте реализации требований государственной промышленной политики и импортозамещения.
     Методология. Проведенное исследование основывается на положениях теории фирмы, теории заинтересованных сторон, теории общественного сектора и общественной стоимости. Использованы методы системного и экономико-математического анализа, теория балансовых моделей экономики.
     Результаты. Проанализированы современные тенденции использования подхода заинтересованных сторон в управлении и оценке общественного воздействия электроэнергетических компаний и рассмотрены вопросы их учета при выборе стратегий управления. Излагается подход к оценке эффективности необходимых для этого мероприятий с точки зрения теории общественной стоимости. На примере развития импортозамещающих производств показывается, что появление новых производителей электротехнического оборудования, действующих на рынках с высокой степенью монополизации и стабильным спросом, влечет за собой существенное увеличение общественных эффектов.
     Вывод и значимость. Сделан вывод о том, что создание на территории Российской Федерации предприятий по производству электротехнического оборудования способствует диверсификации отечественной промышленности. В связи с этим особую актуальность приобретает использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации не только экономически, но и общественно значимых проектов, предполагающих консолидацию всех видов ресурсов государственного и частного секторов экономики в сфере развития инфраструктуры. Использование предложенного методического аппарата, основанного на оценке общественной стоимости, генерируемой такими проектами, позволит более достоверно проводить ранжирование проектов для оценки целесообразности участия государства в их реализации, в том числе с использованием института государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: социальная ответственность, внешний эффект, общественная стоимость, энергетическая безопасность, импортозамещение

Список литературы:

  1. Carroll A. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. Vol. 34. № 4. P. 39–48.
  2. Гринберг Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика. 2006. № 9. С. 9–18.
  3. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 90–102.
  4. Daviss B. Profits from Principles. Five forces redefining business // The Futurist. 1999. № 3. P. 28–33.
  5. Graafland J.J., Smid H. Reputation, Corporate Social Responsibility and Market Regulation // Review of Business and Economics. 2004. Vol. XLIX. № 2. P. 271–308.
  6. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge University Press, 2010. 292 p.
  7. Jensen M. Value maximization, stakeholder theory, and the corporate objective function // Journal of Applied Corporate Finance. 2001. Vol. 14. № 3. P. 8–21.
  8. Сапрыкина О.А. Концептуальный подход к формированию систем корпоративной социальной ответственности организаций электроэнергетики // Сибирская финансовая школа. 2011. № 4. С. 123–130.
  9. Волощук С.Д. Оценка социально-экономической значимости предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 1. С. 47–63.
  10. Грачев И.Д., Некрасов С.А. О необходимости трансформации механизмов регулирования деятельности предприятий жизнеобеспечения в Российской Федерации // Микроэкономика. 2012. № 5. С. 6–12.
  11. Розова Н.Н. Формирование института корпоративной социальной ответственности в российской экономике // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3. С. 123–125.
  12. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 448 с.
  13. Crittenden V.L., Crittenden W.F., Pinney C.C., Pitt L.F. Implementing global corporate citizenship: an integrated business framework // Business Horizons. 2011. Vol. 54. P. 447–455.
  14. Волкова И.О., Федосова А.В. Требования заинтересованных сторон как основа оценки вариантов развития интеллектуальной энергосистемы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 6-1. С. 164–175.
  15. Ратнер С.В., Иосифов В.В. Стимулирование развития высокотехнологичных отраслей экономики (на примере машиностроения в Германии) // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4. С. 46–58.
  16. Ратнер С.В., Иосифов В.В. Формирование рынков энергетического машиностроения в Китае и Индии // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 3. С. 52–62.
  17. Клочков В.В. Развитие российской наукоемкой промышленности в условиях обострения глобальных противоречий: проблемы и антикризисная политика // Друкеровский вестник. 2015. № 1. С. 5–17.
  18. Швец Н.Н., Колесник Г.В. Закупочная деятельность государственных компаний как инструмент локализации производства (на примере реализации программы импортозамещения ОАО «ФСК ЕЭС») // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3. Материалы XV Всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, 2014. С. 176–178.
  19. Грачев И.Д. Электроэнергетика сегодня – реальность и перспективы // Право и инвестиции. 2012. № 3-4. С. 15–17.
  20. Волощук С.Д. Оценка эффективности управления объектами оборонно-промышленного комплекса на основе показателя общественной стоимости. М.: Наука, 2009. 232 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала