«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Применение портфельного анализа для формирования стратегии компании на внешних рынках

т. 15, вып. 2, февраль 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 20.01.2016

Одобрена: 29.01.2016

Доступна онлайн: 04.03.2016

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Страницы: 13-26

Сахаров А.С. преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде, Нижний Новгород, Российская Федерация 
asakharov@hse.ru

Корнилов Д.А. доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и финансов, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация 
kornilov-d@yandex.ru

Предмет. Глобализация бизнеса и постоянный рост международного торгового оборота обязывают транснациональные корпорации больше внимания уделять стратегическому планированию и формированию эффективного бизнес-портфеля на внешних рынках с учетом ситуации, многополярности отношений, цикличности и нестабильности экономики.
Цели. Предложение усовершенствованного метода портфельного анализа деятельности предприятия на внешних рынках с использованием матрицы Бостонской консультативной группы. В методе используются дополнительные показатели, отражающие внутреннее состояние компании, а также показатели, зависящие от тенденции развития мировой экономики и валюты страны, в юрисдикции которой находится компания. Основная цель метода – упрощение аналитической работы компаний с портфелем продуктов на внешних рынках.
Методология. С помощью взятой за основу матричной модели Бостонской консультативной группы разработан метод матричного планирования деятельности компании на внешних рынках с учетом продуктового и регионального портфелей.
Результаты. Усовершенствована матрица для формирования портфеля компании. Использование в матрице внутренних показателей рентабельности продаж на единицу продукции и прибыли от продукта в совокупности с внешним показателем валютного курса позволяет отнести матрицу к разряду специализированных, дающих возможность принимать решения на внешних рынках для диверсифицированных компаний. По результатам использования этого метода компания способна определить приоритетные направления работы на том или ином рынке либо с тем или иным продуктом, что позволит избежать необоснованных затрат ресурсов.
Выводы. Предложенный метод позволяет при резких колебаниях курса валюты и стоимости продукции компании на рынках разных стран извлекать дополнительную прибыль от изменения продуктовых и региональных стратегий, оперативно планировать и перераспределять денежные потоки внутри компании.

Ключевые слова: валютный курс, матрица БКГ, внешнеэкономическая деятельность, портфельный анализ

Список литературы:

  1. Ушакова О.А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 6. С. 239–243.
  2. Спирина А.М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии // Молодой ученый. 2012. № 1. Т. 1. С. 144–150.
  3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер., 2002. 330 с.
  4. Плеханов Н.А., Плеханова А.Ф., Юрлов Ф.Ф. Сравнительная оценка методов портфельного анализа при стратегическом планировании и управлении и обоснование необходимости многокритериального выбора принимаемых решений // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2010. № 4. С. 279–283.
  5. Сахаров А.С. Стратегическое планирование предприятия на основе его портфельного анализа // Инновационные процессы современности. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 113–115.
  6. Ансофф И., Макдоннелл Э.Дж. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 414 с.
  7. Асаул А.Н., Денисова И.В., Матвеев Ю.Л., Фролов В.И. Управление фирмой на основе разработки стратегий ее развития. СПб.: Гуманистика, 2003. 217 с.
  8. Tellis G.J., Crawford C.M. An evolutionary approach to product growth theory // Journal of Marketing. 1981. Vol. 45. № 4. P. 125–132.
  9. Вартанян В.М., Кононенко А.В. Инструментальные средства моделирования и визуализации продуктовой стратегии предприятия // Системи обробки інформації. 2005. № 5. С. 188–193.
  10. Трифонова Е.Ю. Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий – участников внешнеэкономической деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3. С. 246–251.
  11. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  12. Аакер Д., МакЛафлин Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
  13. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2006. 928 с.
  14. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  15. Трифонов В.В., Солдатов А.А. Стратегия предприятия на этапе становления нового рыночного пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 1. С. 241–244.
  16. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
  17. Ансофф И. Стратегическое управление: монография. М.: Экономика, 1989. 520 с.
  18. Корнилов Д.А. Стратегическое планирование и экономическое прогнозирование. Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2006. 215 с.
  19. Бандурин А.В. Деятельность корпораций. М.: Буквица, 1999. 600 с.
  20. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. 800 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 19, вып. 4, апрель 2020

Другие номера журнала