+7(495) 989 9610
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Исследование мотивационных предпочтений предпринимателей в целях развития российского малого бизнеса

т. 15, вып. 9, сентябрь 2016

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 27.04.2016

Получена в доработанном виде: 12.05.2016

Одобрена: 20.06.2016

Доступна онлайн: 29.09.2016

Рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Страницы: 27-38

Кетько Н.В. доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация 
gsa-buch@list.ru

Акимова О.Е. кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация 
olafishka@mail.ru

Предмет. В условиях кризиса и режима санкций развитие реального сектора российской экономики является первостепенной задачей повышения конкурентоспособности страны. Особое внимание должно быть уделено предпринимательской деятельности, в частности микробизнесу и малому бизнесу. Однако за двадцать с лишним лет существования предпринимательство так и не стало пока ни основой экономического роста, ни главным полигоном для внедрения инноваций. Причины неразвитости предпринимательской деятельности состоят не только в недостатке государственной поддержки, но и в низком уровне мотивации. В связи с этим предметом статьи выступают мотивационные предпочтения российских предпринимателей.
Цели. Анализ, измерение и ранжирование мотивационных предпочтений предпринимателей в целях развития малого бизнеса в России.
Методология. Посредством свертки экспертных оценок методом нечеткого отношения предпочтения проранжированы мотивационные предпочтения предпринимателей с учетом влияния внешних и внутренних критериев, построена структура мотивов без учета влияния факторов внешней и внутренней среды.
Результаты. Потенциальный предприниматель в настоящее время нацелен на самоутверждение, однако условия, создаваемые внешней средой, в том числе и государством, таковы, что наиболее значимыми становятся потребности во власти, улучшении материального положения, в стабильности. Это свидетельствует о том, что заниматься предпринимательством ради самоутверждения и признания в настоящее время в России невыгодно, несмотря на то что это самые сильные мотивы, поскольку позволяют человеку раскрыть свой потенциал.
Выводы. Создаваемые государством условия для развития предпринимательства в России не соответствуют внутренним потребностям и мотивам индивидов. Факторы внешней и внутренней среды переориентируют людей на менее значимые для них мотивы, что снижает интерес к самостоятельной экономической деятельности. Политика государства в области развития предпринимательства в России неэффективна.

Ключевые слова: предпочтения, мотивация, предпринимательская деятельность, шкала альтернатив, экспертная оценка

Список литературы:

  1. Акимова О.Е. Соционика и мотивация предпринимательской деятельности // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. C. 9–13.
  2. Aswerus B. Unternehmensphilosophie und Personalentwicklung. Munster – N.Y., Waxmann, 1993, 222 p.
  3. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство. М.: Прогресс, 1991. 160 с.
  4. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: ИП РАН, 1997. 232 с.
  5. Магун В.С. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе // Социологические чтения: сборник материалов ежегодного методологического семинара. М.: Институт социологии РАН, 1997. С. 134–176.
  6. Булычкина Г.К. Мотивация трудовой деятельности предпринимателей // Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект). М.: Институт экономики РАН, 1998. С. 150–159.
  7. Модель И.М., Модель Б.С. Предприниматель: культура богатства. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 193 с.
  8. Ребров А.В. Влияние мотивационной структуры на результативность труда работников различных профессий // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 75–77.
  9. Чепуренко А.Ю., Тихонова Н.Е. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. С. 116–145.
  10. Колесников А.А. Синергетические методы управления сложными системами: теория системного синтеза. М.: КомКнига, 2006. 237 с.
  11. Еремеев М.А. Методические основы оценки мотивации персонала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 1. С. 148–150.
  12. Климова В.А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 7. С. 70–74.
  13. Иванова Е.А. Особенности управления мотивацией труда // Мир транспорта. 2010. № 3. С. 146–153.
  14. Льгова К.Н. Исследование мотивационного воздействия методов оценки персонала // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 2. С. 109–112.
  15. Каз Е.М. Мотивация трудовой деятельности: факторы и их оценка рынком труда // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 78–82.
  16. Акимова О.Е. Мотивы и стимулы в системе предпринимательской деятельности // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 9. C. 94–105.
  17. Кетько Н.В. Методы экспертных оценок как инструмент формирования и оценки политики мотивации наемных работников на предприятии // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 2. C. 31–39.
  18. Руа Б. Классификация и выбор при наличии нескольких критериев (метод ЭЛЕКТРА) // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976. С. 80–107.
  19. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 316 с.
  20. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. М.: ЛКИ, 2008. 360 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 19, вып. 8, август 2020

Другие номера журнала