+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Бизнес-ориентированная дивизиональная модель зернопродуктового подкомплекса: методологический контекст

т. 15, вып. 11, ноябрь 2016

Получена: 11.05.2016

Получена в доработанном виде: 01.08.2016

Одобрена: 22.09.2016

Доступна онлайн: 29.11.2016

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Страницы: 191-200

Сидоренко О.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация 
sov1974@mail.ru

Предмет. Совокупность экономических обстоятельств, связанных с усилением процессов экономической глобализации и обеспечением национальной продовольственной безопасности, создают принципиально новую социально-экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе России, в том числе в его ведущем секторе – зернопродуктовом подкомплексе. В связи с этим существует объективная необходимость совершенствования методологических подходов к оценке развития подкомплекса с учетом современных требований и принципов достижения целевых ориентиров.
Цели. Разработать методику факторного исследования детерминированно-структурных составляющих результативных показателей зернопродуктового подкомплекса на основе бизнес-ориентированной дивизиональной модели хозяйственного взаимодействия его участников.
Методология. Исследование основывается на системном подходе с применением общенаучных методов познания, приемов детерминированного факторного мониторинга.
Результаты. Представлена бизнес-ориентированная дивизиональная модель зернопродуктового подкомплекса как новое направление оптимизации хозяйственного взаимодействия отраслей и организаций. Предложен концептуальный подход к систематизации оценочных показателей по модели движения совокупного общественного продукта в разрезе четырех фаз воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) с выделением блочных объединений по сегментам дивизионов. Апробирована методика исследования детерминированно-структурных взаимосвязей показателей в системе зернопродуктового подкомплекса, заключающаяся в построении факторной модели себестоимости и цены хлебопродуктов на основе бизнес-ориентированного дивизионального подхода, формировании графа связей факторов и проведении индексного анализа, позволяющая в динамике отслеживать и регулировать необоснованный рост компонентных коэффициентов удорожания продукции на различных стадиях воспроизводства.
Выводы. Предлагаемая методика исследования взаимосвязей между результативным показателем и факторами, определяющими его величину в рамках зернопродуктового подкомплекса, может быть рекомендована для практического использования в других продуктовых вертикалях АПК.

Ключевые слова: зернопродуктовый подкомплекс, бизнес-ориентированная дивизиональная модель, методика, детерминированно-структурные взаимосвязи

Список литературы:

  1. Алтухов А.И. Зернопродуктовый подкомплекс АПК страны: проблемы становления и развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 6. С. 2–7.
  2. Сидоренко О.В. Бизнес-ориентированный дивизиональный подход к формированию хозяйственных связей в зернопродуктовом подкомплексе // Вестник ОрелГАУ. 2015. № 5. С. 31–39.
  3. Родионова О.А., Борхунов Н.А., Гришкина С.Н. Валовая добавленная стоимость в системе показателей оценки воспроизводства и эффективности сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 12. С. 71–77.
  4. Рафикова Н.Т. Об особенностях экономико-статистического анализа себестоимости зерновых культур // Вопросы статистики. 2012. № 1. С. 37–43.
  5. Гатаулин А.М. Исследование издержек производства и цен в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 10. С. 2–6.
  6. Магомедов М.Д. Маркетинг зерна для мукомольных предприятий // Аграрная Россия. 2000. № 1. С. 64–65.
  7. Магомедов М.Д., Шогенов А.К. Кооперирование предприятий по производству и реализации хлебопродуктов // Хранение и переработка сельхозсырья. 1998. № 5. С. 53–55.
  8. Минасов М.Ш. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. 2004. № 9. С. 3–11.
  9. Эльдиев М.Д. Ценообразование в АПК в условиях перехода к рыночным отношениям // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 5. С. 17–21.
  10. Чарыкова О.Г. Развитие инфраструктуры зернового рынка – важное условие реализации экспортного потенциала России // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. № 4. С. 138–144.
  11. Чарыкова О.Г. Современное состояние и перспективы развития зернового рынка России в условиях ВТО // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. № 3. С. 68–71.
  12. Чарыкова О.Г., Латынин Д.С. Проблемы формирования инфраструктуры зернового рынка // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. № 4. С. 79–80.
  13. Колмаков Л.П. Еще раз о ценах на зерно // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 6. С. 9–11.
  14. Гуляева Т.И. Свеклосахарное производство России: статистический анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2000. 264 с.
  15. Калиничева Е.Ю., Уваров Д.В. Экономически обоснованное ценообразование в сахарном производстве – важный фактор устойчивого развития свеклосахарного подкомплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 2. С. 65–67.
  16. Калиничева Е.Ю. Методы обеспечения конкурентоспособности свеклосахарного производства. Орел: ОрелГАУ, 2010. 188 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 11, ноябрь 2024

Другие номера журнала