+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Состав функциональных заданий системы

т. 16, вып. 9, сентябрь 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 20.04.2017

Получена в доработанном виде: 14.07.2017

Одобрена: 18.08.2017

Доступна онлайн: 29.09.2017

Рубрика: Управленческий анализ

Коды JEL: F13, H11

Страницы: 1739–1758

https://doi.org/10.24891/ea.16.9.1739

Олейник С.П. кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой маркетинга и управления проектами, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Москва, Российская Федерация 
0111959sp@mail.ru

Матына Л.И. кандидат технических наук, доцент, начальник координационного центра дополнительного образования, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники», Москва, Российская Федерация 
dci@miee.ru

Предмет. Неопределенность контуров формирующегося миропорядка, связанная с несовпадением ожидавшихся перспектив глобализации с текущими результатами ее реализации, усугубляемая затянувшимся экономическим кризисом, с одной стороны, и усиливающаяся регионализация хозяйственных связей, обещающая стать равновесным состоянием мировой экономической системы на длительную перспективу, с другой, обусловливают активное государственное присутствие в сфере внешнеторговых отношений. Поэтому устройство и механизм действия современной системы государственного регулировании внешнеторговой деятельности, выступающие предметом настоящего исследования, представляются актуальными.
Цели. Установление сущности, определение характеристик и выявление особенностей государственного регулирования внешнеторговых отношений как процесса управления, значимого и для регулятора в контексте достижения макроэкономических показателей и требуемых рыночных пропорций, и для участников внешнеэкономических отношений в контексте разработки корпоративной политики управления трансграничными потоками полезностей.
Методология. Исходными данными для исследования стали литературные источники, содержащие результаты анализа функционирования сферы внешней торговли. В ходе исследования были использованы системный подход, метод обобщений, логический анализ, а также элементы теории менеджмента.
Результаты. Раскрыто содержание процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности в его смысловом, структурном и функциональном аспектах. Показано, что процесс регулирования реализуется посредством триады действий в виде установления норм, осуществления мер контроля и применения правовой ответственности, выступающих императивными условиями осуществления внешнеторговой деятельности. Формирующий правовую основу системы административный тип отношений предопределяет ряд фундаментальных характеристик ее функционирования, в том числе негативных, снижающих эффективность регулятивного процесса.
Выводы. Обеспечение эффективности действия системы, базирующейся на неустранимом противоречии интересов регулятора и участника внешнеэкономической деятельности, связано, во-первых, с выбором уровня задающего воздействия, не выталкивающего подчиненную сторону за пределы правового поля, и, во-вторых, с ограничением роли инфраструктуры контроля, искажающей результаты регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, внешнеторговая деятельность, инфраструктура контроля, адаптирующаяся система управления

Список литературы:

  1. Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия: монография. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. 218 с.
  2. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Новые направления развития глобализации мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 8. С. 9–27.
  3. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999. 335 с.
  4. Рыскин Н.М., Балякин А.А., Дмитриева Т.В. Нелинейная динамика распределенных систем. Saarbrücken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 504 с.
  5. Хакен Г. Синергетика: Принципы и основы. Перспективы и приложения. Ч. 2: Перспективы и приложения: Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: УРСС; ЛЕНАНД, 2015. 432 с.
  6. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 416 с.
  7. Спирина Н.А., Трофимова О.М. Влияние региональной интеграции на экономику развитых стран: опыт Европейского союза // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 11. С. 22–35.
  8. Костюнина Г.М. Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 12. С. 14–32.
  9. Соколянская А.Н. Опыт стран АСЕАН в упрощении процедур торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 7. С. 67–78.
  10. Сосковец О.Н. Евразийская интеграция в условиях глобализации мировых рынков // Труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 185. С. 36–46. URL: Link
  11. Кадочников П.А., Стапран Н.В. Транстихоокеанское партнерство: основные обязательства участников и последствия международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 21–31.
  12. Соколов В.В. Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве: новые положения в международных экономических соглашениях // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 11. С. 56–69.
  13. Спартак А.Н. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство: возможные эффекты для России и ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 6. С. 3–17.
  14. Клочко О.А. Интегрированная модель создания и функционирования международных стратегических альянсов // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 12. С. 59–61.
  15. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев С.Н. 25 лет Содружеству и новые возможности экономического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 12. С. 3–7; 2017. № 1. С. 3–16.
  16. Цзян Фэн. КНР: государственное регулирование внешнеэкономической деятельности // Человек и труд. 2012. № 5. С. 55–57.
  17. Aaronson S.A., Abouharb M.R. Does the WTO Help Member States Improve Governance? World Trade Review, 2014, vol. 13, iss. 3, pp. 547–582. doi: 10.1017/S1474745613000244
  18. Hoekman B. Operationalizing the Concept of Policy Space in the WTO: Beyond Special and Differential Treatment. Journal of International Economic Law, 2005, vol. 8, iss. 2, pp. 405–424. doi: 10.1093/jielaw/jgi027
  19. Brexit – Customs Borders Will Impose Costs and Delays. Economic Outlook, 2017, vol. 41, iss. 2, pp. 11–18. doi: 10.1111/1468-0319.12273
  20. Жамкеева M. Мировой опыт таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Актуальні проблеми економіки. 2012. № 9. С. 303–310.
  21. Arsham H. Modeling tariff to analyze protectionism. International Journal of Pure and Applied Mathematics, 2013, vol. 84, iss. 4, pp. 389–396. doi: 10.12732/ijpam.v84i4.9
  22. Azhimetov Y. Customs duty as the basic customs payment: Features of legal regulation. Life Science Journal, 2014, vol. 11, iss. 7, pp. 259–263.
  23. Marette S. Non-Tariff Measures When Alternative Regulatory Tools Can Be Chosen. Journal of Agricultural and Food Industrial Organization, 2016, vol. 14, iss. 1, pp. 1–17. doi: 10.1515/jafio-2015-0009
  24. Beghin J., Disdier A.-C., Marette S., Van Tongeren F. Welfare costs and benefits of non-tariff measures in trade: A conceptual framework and application. World Trade Review, 2012, vol. 11, iss. 3, pp. 356–375. doi: 10.1017/S1474745612000201
  25. Cadot O., Gourdon J. Non-tariff measures, preferential trade agreements, and prices: new evidence. Review of World Economics, 2016, vol. 152, iss. 2, pp. 227–249. doi: 10.1007/s10290-015-0242-9
  26. Issabekov N., Suchecki A.M. Analysis of the EU Anti-dumping Policy in Terms of the Revealed Comparative Advantages. Comparative Economic Research, 2016, vol. 19, iss. 5, pp. 43–61. doi: 10.1515/cer-2016-0037
  27. Feinberg R.M. Antidumping and Industrial Organization. Review of Industrial Organization, 2013, vol. 42, iss. 4, pp. 365–368. doi: 10.1007/s11151-013-9384-x
  28. Xiang H., Zongxian F., Xuyuan L. Research on early warning system for antidumping petition: Based on panel data logit model. Journal of Chinese Economic and Foreign Trade Studies, 2011, vol. 4, iss. 3, pp. 158–172. doi: 10.1108/17544401111178203
  29. Galvín M.Á.C. The new regulation of the EU tariff preferences for developing countries for the period 2014–2023: Towards a system of preferences "non-generalized". Revista de Derecho Comunitario Europeo, 2013, vol. 45, iss. 17, pp. 833–856.
  30. Flento D., Ponte S. Least-Developed Countries in a World of Global Value Chains: Are WTO Trade Negotiations Helping? World Development, 2017, vol. 94, iss. 1, pp. 366–374. doi: 10.1016/j.worlddev.2017.01.020
  31. Lomeiko Y.A. Customs regulation and control in the context of external economic relations development in Ukraine. Actual Problems of Economics, 2015, vol. 166, iss. 4, pp. 75–93.
  32. Dossymbekova M., Suleimanov A.F., Baizhanova K. et al. Legal aspects of customs activity in the framework of the EAEC. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2016, vol. 7, iss. 6, pp. 1346–1361.
  33. Harun M.B., Abdullah W.M.B.W., Johan M.N.B. A case study of custom regulatory process towards ASEAN integration. International Business Management, 2016, vol. 10, iss. 17, pp. 3747–3761.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала